Волна повышения цен докатилась до продукции крупнейших международных пищевых концернов. Об увеличении отпускной цены на шоколад и кофе розничные сети уведомил кондитерский гигант Kraft Foods. Правда, его продукты подорожают всего на 5% — ниже индекса потребительских цен.
С 30 августа Kraft Foods планирует поднять цены на свою продукцию — об этом говорится в письме, отправленном российским ритейлерам (документ есть у «Ведомостей», представители двух компаний подтвердили его подлинность). Точных цифр, насколько вырастут цены, в письме нет. Сотрудник одной из сетей утверждает, что речь идет о подорожании разных категорий продуктов до 5%, самое существенное повышение коснется кондитерской продукции. Еще существеннее Kraft планирует поднять цену на кофе, говорит другой. Причины подорожания — «значительные инвестиции в поддержание спроса на реализуемую продукцию», рост инфляции и рост цен на сырье (например, арабика подорожала на 12%, также прогнозируется увеличение цен на какао-бобы), говорится в письме крупнейшего в мире (после сделки с Cadbury) производителя кондитерской продукции. Представитель российского офиса Kraft Foods отказался комментировать отпускные цены на свою продукцию.
Kraft уведомил сети о росте цен вместе с десятком других производителей — от молочной продукции до хлебобулочных изделий. Московское управление ФАС уже объявило о возбуждении дела по факту повышения цен на хлеб в отношении трех хлебокомбинатов — хлебозаводов № 28, 24 и 22. По данным управления, в июле хлеб подорожал примерно на 20%. Тульское управление возбудило дело в отношении производителей муки, красноярское — «Юнимилка». «Дело усугубилось тем, что осень — традиционное время для ежегодного повышения цен. Повышение, о котором сообщил Kraft, может оказаться коррекцией на инфляцию», — говорит сотрудник крупной розничной сети.
По расчетам Минэка, индекс потребительских цен в 2010 г. должен составить 8,8-9%.
Из-за погодных аномалий о повышении цен уже задумались все крупнейшие производители продуктов питания в мире, пишет The Wall Street Journal. О такой возможности кроме Kraft Foods говорят Nestle, Danone и Unilever. Стоимость сырья для Nestle до конца года увеличится на 2-3%, заявлял гендиректор компании Пауль Бюльке. «Мы увеличили инвестиции в бренды, сотрудников и мощности и подготовили компанию к более трудному второму полугодию», — сказал он WSJ. По данным издания, Unilever ожидает 2%-ного роста цен на сырье и уже предупредил об этом розничные сети. Виноваты подорожание зерновых в России, стоимость какао, взлетевшая до 33-летнего максимума, и неурожай в Индии, повлекший рост цен на чай.
Danone цены в России уже повысила: продукция компании с 1 августа подорожала в среднем на 4%, максимальное повышение — 9%. «Это повышение стало первым с января 2009 г., более того, в течение нескольких месяцев прошлого года на 70% ассортимента компании действовала скидка 15%, приуроченная к 15-летней годовщине начала производства продукции Danone в России», — говорит представитель Danone Russia Марина Балабанова.
Писем от Nestle и Unilever опрошенные «Ведомостями» сотрудники российских розничных сетей не получали.
Представитель российского офиса Unilever утверждает, что возможность увеличивать цены для участников рынка «остается ограниченной»: компания не видит «никаких предпосылок для того, чтобы во втором полугодии 2010 г. интенсивность конкурентной борьбы на потребительском рынке могла снизиться». Представитель Nestle от комментариев отказался.
Ritter Sport Chocolate цены поднимать не планирует, говорит менеджер по маркетингу компании Наталья Калюжная. По ее словам, в том числе из-за укрепления курса рубля к евро отпускная цена на шоколад даже снижена на 10% с апреля до середины осени. SABMiller в рамках инфляции раз в несколько месяцев постоянно пересматривает цены на свою продукцию, сообщил представитель компании Кирилл Болматов. По его словам, резких скачков цен не было и даже сейчас речи пока об этом не идет.
«Мы не очень много внимания обращаем на такие письма [от поставщиков]: повышение цен сейчас просят согласовать огромное количество производителей, мы не согласовываем и начинаем разбираться в проблеме, только когда останавливаются поставки», — делится топ-менеджер розничной сети из десятки крупнейших. Как правило, производители имеют право изменять цены не чаще чем раз в три месяца и должны уведомить об этом за две недели, добавляет сотрудник другой сети.
«Наш бизнес — низкомаржинальный. Поэтому если поставщикам удается добиться повышения цен, то мы физически не можем удержать розничные цены на прежнем уровне», — утверждает представитель «Магнита».