В минувшем году в ритейле случилось немало знаковых для отрасли событий. Кратко о самых значимых – в последнем дайджесте 2012 г.
Власть и ритейл
С 1 июля вступили в силу поправки к закону о госрегулировании алкогольной продукции, запрещающие торговать пивом ночью. По прогнозам экспертов, в результате минимум половина объектов нестационарной торговли к концу года должны были закрыться, а без работы остаться около 500 000 человек.
Росалкогольрегулирование получило право самостоятельно аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям. Ранее отнимать право на продажу алкоголя могли либо региональные чиновники, либо суд.
22 августа вступил в силу протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. В качестве государства — члена ВТО Россия приняла на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении этой организации. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют два-три года, по наиболее чувствительным товарам — пять-семь лет.
Правительство РФ увеличило допустимую долю иностранных работников в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, до 25% в 2013 г. с 0% в текущем году.
Крупнейшие продуктовые ритейлеры и поставщики подписали кодекс добросовестных практик, который должен упростить взаимодействие партнеров в рамках действующего закона «О торговле». Данные правила позволят снять все противоречия вкупе с законом о торговле.
Антитабачный законопроект Минздрава был принят Госдумой в первом чтении. Документ накладывает запрет на курение в общественных местах, а также предусматривает последовательное ужесточение борьбы с курением: с момента вступления в силу продавать сигареты можно будет в торговых точках площадью не менее 50 кв. м в городах и 25 кв. м в сельской местности.
Минэкономразвития сообщило о намерении разработать законопроект, согласно которому все пищевые товары должны маркироваться единым идентификационным кодом, который выдается государством и позволяет получать о продуктах информацию на любом этапе их продвижения. Участники продуктового рынка считают, что речь идет об очередной ЕГАИС, внедрение которой только в первый год работы системы обернулось для алкогольной отрасли потерей $2,5 млрд. По факту маркировке будет подлежать каждая единица товара.
Суды
По истечению сроков давности прекращено уголовное дело по факту обрушения кровли петербургского гипермаркета «О’Кей-Озерки». Дело по ч.2 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека) было возбуждено в тот же день, когда в торговом зале «О’Кея» на Выборгском шоссе на покупателей обрушился кусок кровли площадью 500 кв.м и несущие металлические конструкции. Телесные повреждения различной степени тяжести получили 17 человек, еще один (продавщица) скончался на месте происшествия.
Сотрудники МВД и СКР провели обыски в офисе ООО «Эльдорадо» по делу об уклонении от уплаты налогов. В «Эльдорадо» заявили, что никаких претензий к ним прежде не было и компания готова к сотрудничеству с правоохранительными органами.
Следственные органы прекратили одно из самых громких уголовных дел последнего десятилетия — о широкомасштабной контрабанде сотовых телефонов в адрес дочерней компании «Евросети». Причина — изменения, внесенные в конце прошлого года в Уголовный кодекс РФ. Кроме того, оправдательный приговор был вынесен фигурантам дела о похищении человека и вымогательстве, обвиняемым по которому проходил бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин.
Высший арбитражный суд РФ решил, что розничные сети могут не платить НДС с полученных от поставщиков премий, в частности, за объем продаж. К такому выводу ведомство пришло, рассмотрев дело DIY-ритейлера «Леруа Мерлен» против налоговиков.
Конфликты
Собственная торговая марка Х5 Retail Group «Красная цена» стала причиной конфликта ритейлера с холдингом «Объединенные кондитеры». Х5 с прошлого года продает шоколадные батончики в упаковке, очень похожей на ту, в которой выпускает свою продукцию лидер российского кондитерского рынка. «Объединенные кондитеры» подали возражение на регистрацию марки в Палату по патентным спорам Роспатента.
Администрация московского ТРЦ «Филион» не дала работать нескольким арендаторам центра из-за того, что те отказались подписывать допсоглашение о повышении арендной ставки. В торговых точках был отключен свет, а возле дверей сидели охранники, которые не пускали посетителей, а только сотрудников магазинов. При этом арендаторам были присланы уведомления, по которым они должны покинуть торговый центр до 17 октября 2012 г.
Союзы и ассоциации
Российский союз предприятий молочной отрасли (Молочный союз) покинули его крупнейшие участники — PepsiCo и Danone. Компании были недовольны тем, как это объединение представляло их интересы в частности и рынка в целом. Молочники начали размышлять над созданием нового союза, в который могут вступить также игроки других стран в рамках Таможенного союза.
Российские ритейлеры создали Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) для борьбы с «серым» рынком и монополией поисковиков, которые сейчас в одиночку формируют отношение к интернет-торговле у потребителей.
На российском розничном рынке появилось новое объединение ритейлеров. Татарстанские компании «Агат», «Дуслык» и «Челны-хлеб» образовали торгово-закупочный союз «Волжско-Камский». Новый союз объединил под своей эгидой более 90 торговых точек формата «магазин у дома», «супермаркет» и cash&carry площадью около 50 000 кв. м.
Максим Ноготков, основатель и президент ГК «Связной», запустил проект в сфере гражданских инициатив и электронной демократии. Сайт «Йополис» является инструментом для объединения «неравнодушных граждан, улучшения жизни в стране с помощью реальных действий». Идея заключается в создании нейтральной онлайн-площадки, где пользователи, независимо от их взглядов и убеждений, смогут обсудить проблемы, предложить их решения и реализовать собственные идеи развития общества.
IPO
В Лондоне и Москве начались торги бумагами «Мегафона». Акции оператора по итогам дня упали на LSE на 2%, а его капитализация сократилась до $12,15 млрд с $12,4 млрд при листинге.
Компания «Белый Ветер Цифровой», развивающая одноименную сеть бытовой техники и электроники, рассказала о намерении выйти на IPO к 2015 г. Ритейлер планирует выставить на торги до 25-30% акций. Размещение произойдет, скорее всего, на российской бирже, однако окончательное решение будет зависеть от рыночной коньюктуры.
Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Рив Гош» объявила о планах провести IPO в 2012 г. Для размещения акций компания выбрала Лондонскую биржу.
Крупнейший российский обувной ритейлер «Центробувь», отложивший проведение IPO на весну 2013 г., решил провести частное размещение и предложил pre-IPO-фондам выкупить 5-10% своих акций за $100-200 млн. Громкое имя в составе акционеров должно вызвать доверие инвесторов при публичном размещении, считает Сергей Ломакин, совладелец сети.
Банкротства
Дистрибутор алкогольной продукции «Винэксим» подал заявление о банкротстве. Общий долг компании перед кредиторами составил 4,297 млрд руб. Крупнейшим из них является Россельхозбанк, который требует с дистрибутора 3,3 млрд руб. Эти средства были выданы «Винэксиму» и аффилированной с ним компанией ООО «Черемушкинский рынок» в виде кредитов на строительство в середине 2000-х гг. ТРК в московских Черемушках. Этот проект не был реализован.
Платежеспособность банкротящейся группы «Дикая орхидея», возможно, будет восстановлена в течение полутора лет. Арбитражный суд Смоленской области ввел внешнее управление в операционной компании ритейлера ООО «Дикая орхидея», долг которой оценивается в 4,59 млрд руб. Сбербанк, основной кредитор группы, ищет инвестора, готового поучаствовать в ее спасении.
Новые проекты
«реал,- Гипермаркет» представил первый магазин в новом для себя формате «городской гипермаркет». Объект сети торговой площадью 6 000 кв.м, на которых расположились 30 000 SKU товаров, был открыт в московском ТЦ «Щелково». Формат «городского гипермаркета» предполагает практически отсутствие складских помещений и работу «с колес», пешую доступность для покупателей и преимущественно ночные поставки с компоновкой фур под потребность магазина.
После семи лет, потраченных на реконструкцию, luxery-универмаг Дом ленинградской торговли в Санкт-Петербурге на Большой Конюшенной, наконец, заработал. В семилетнюю реконструкцию здания, его владелец, московский Mercury, вложил более 2 млрд руб.
Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» запустил в производство одежду, которую разработала Рената Литвинова, известная актриса и режиссер. Коллекции стали продаваться в магазинах при шампанском доме «Абрау-Дюрсо» и в фирменном магазине «Ателье вина Абрау-Дюрсо» в Москве. Основные предметы, которые предложили под именем Ренаты Литвиновой — это купальники, шелковые парео, шейные платки, шляпы, шорты, очки, легкие платья и сумки.
Х5 Retail Group запустила интернет-магазин Е5, с помощью которого можно сформировать покупку в Интернете, а затем оплатить ее и забрать в выбранном покупателем магазине «Перекресток», «Пятерочка» или «Карусель». Ассортимент Е5 — более 250 000 товаров категории non-food (от детских игрушек до бытовой техники и электроники). Также X5 Retail Group запустила тестовый «Магазин Будущего», работающий на основе RFID-технологий, для сотрудников своего московского офиса. В обычных магазинах компания начнет использовать RFID-технологии с конца 2013 г. Инвестиции в проект в общей сложности составили 350 млн руб.
ГК «Связной» объявила о запуске собственного проекта по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Ритейлер выделил его в отдельное направление бизнеса с новой командой управленцев. К 2015 г. «Связной» рассчитывает завоевать не менее 5% рынка туристических услуг в России.
Компания «585», развивающая ювелирные сети «585» и «Золотой», запустила новый проект — сеть бижутерии и аксессуаров La fleur. Первый магазин уже начал свою работу в Белгороде. Запускать новые точки компания планирует преимущественно на Урале и на юге России. Кроме того, ритейлер представил новый формат- «585 Золотой Дисконт». Первый магазин, в котором размер скидки на коллекцию достигает до 70%, открылся 19 апреля в Москве на Арбате.
«Корпорация СБР», развивающая DIY-сеть «Метрика», запустила в Санкт-Петербурге первый магазин своей новой FMCG-сети. Объект под временной вывеской «Продукты 24» начал работу 31 марта на Ленинском проспекте.
Российский розничный оператор «Монэкс Трейдинг» (развивает сети Next, Mac, The Body Shop и др., вывел на российский рынок американский парфюмерный бренд Bath & Body Works. Первый магазин начал работу в московском ТЦ «Атриум» 16 мая 2012 г. Бренд работает в среднем ценовом сегменте.
На российский рынок вышла обувная сеть kari (проект основателя «Эльдорадо» Игоря Яковлева). Первый магазин kari был запущен в мае 2012 г. Ассортимент магазина включает мужскую и женскую обувь под собственными торговыми марками. Ритейлер позиционирует себя в сегменте «масс-маркет». Площадь объектов составляет в среднем 300 кв. м.
Также на российский рынок вышла британская сеть игрушек Hamleys. Первый магазин открылся в мае 2012 г. в московском ТЦ «Европейский». Его площадь составила 1700 кв.м. Развивает бренд в России компания ideas4retail, также управляющая сетью Imaginarium. Кроме того, Ideas4retail, которая также управляет сетями Imaginarium и Mamas & Papas, официально представила свой собственный розничный проект сеть товаров для кухни Cook House. Ритейлер открыл двухэтажный флагманский магазин Cook House в московском ТЦ «Капитолий» на пр. Вернадского. Инвестиции в его запуск составили около 20 млн руб. На площади 600 кв.м представлено около 5000 наименований товаров.
Компания Diva вывела на российский рынок свой второй бренд Lovisa. Первый магазин новой сети был запущен в июне 2012 г. в московском ТРК «Вегас». Целевая аудитория Lovisa — это «платежеспособные представительницы женского пола в возрасте от 25 до 35 лет, следующие за модой». Средняя цена украшения — 499 руб.
Компания «Метро Кэш энд Керри», развивающая одноименную сеть центров мелкооптовой торговли, запустила франчайзинговый проект. Первые магазины под брендом «Фасоль» открылись в Санкт-Петербурге. Данный формат является продолжением проекта «Школа торговли».
re:Store Retail Group начала торговать не только электроникой и мобильными телефонами, но и одеждой. Новым брендом в портфеле компании, развивающей монобрендовые сети re:Store (с техникой Apple), Sony, Samsung и Lego, стал Nike.
Первый магазин Nike площадью 300 кв.м под управлением re:Store Retail Group открылся в июле 2012 г. в петербургском ТРК «Гранд Каньон».
«Ашан» запустил новый для России проект — бутик «Ювелирные украшения». Первая точка в этом формате открылась 1 июля в московском «Ашане Сокольники». Ее ассортимент составил порядка 6000 наименований серебряных и золотых украшений и бижутерии, половина которых привозится из Франции. Вилка цен в бутике достаточно широкая — от 700 руб. за кольцо до 18 000 руб. и выше.
Одежная сеть oodji в 60 своих магазинах из 420 впервые запустила в продажу линию детской одежды oodji kids. До этого момента ритейлер продавал только мужскую и женскую одежду и аксессуары. Одежда рассчитана на детей в возрасте от 3 до 12 лет. Концепция линии выдержана в общей стилистике бренда на сезон осень-зима 2012/2013 – «уютная загородная Европа». Средняя цена одной вещи — 399-699 руб.
Первый магазин фермерских продуктов «Гирлянда» площадью около 90 кв.м начал свою работу 12 сентября на Большом проспекте П.С. в Санкт-Петербурге. Владельцы новой сети предприниматели Антон и Алена Гилиловы, планируют вложить в развитие бизнеса 2 млн евро и окупить его за три года.
Александр Федоров, создатель розничной сети «Дикая орхидея», занялся новым проектом в ритейле. Он возглавил новую сеть магазинов женской одежды премиум-сегмента «Фан Фан», став также ее миноритарным акционером. Первый магазин под брендом «Фан Фан» открылся в Подмосковье в ТЦ «Юнимолл» на Новорижском шоссе.
Первые магазины сети дискаунтеров «Верный» (новый проект основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева) открылись в октябре 2012 г.: два из них были запущены в Москве, два — в Санкт-Петербурге. Средняя площадь одного магазина составила порядка 400 кв.м, инвестиции в оборудование — 6-10 млн руб.
Испанский ритейлер Mango решил развивать в России еще два своих бренда — магазины аксессуаров Mango Touch и магазины мужской одежды H.E by Mango. Первый объект Mango Touch площадью 100 кв.м был запущен в ноябре 2012 г. в сочинском ТРЦ «МореМолл». А первые два H.E by Mango (200 кв.м каждый) начнут работу в московском «Гудзоне» и екатеринбургском «Гринвиче» весной 2013 г.
Владелец «Магнита» Сергей Галицкий начал новый проект по созданию парфюмерно-косметической сети. Первый магазин новой сети под брендом Rouge открылся в Краснодаре, на подходе еще один — в том же регионе. Ритейлер уже развивает сеть магазинов «Магнит Косметик», они относятся к массовому сегменту и, кроме самой косметики, предлагают ряд товаров для дома.
Кроме того, стало известно, что в России появится новая сеть продуктовых дискаунтеров. В 2013 г. на отечественный рынок выйдет проект под брендом Plus немецкой Tengelmann Group (в ее составе также сеть DIY-гипермаркетов Obi). Ранее холдинг владел сетью с названием Plus в Германии и ряде других европейских стран, однако в 2007-2009 гг. продал ее конкурентам. Развиваться новая сеть планирует преимущественно в Москве и Московской области. С точки зрения формата сеть Plus будет представлять собой классический дискаунтер общей площадью 1 200 кв.м — 1 600 кв. м.
Основатели УК «Симтекс», развивающей сети «Техношок», «Просто» и др., открыли свой первый премиальный салон оптики «Реноме» в Санкт-Петербурге на Суворовском пр. Инвестиции в запуск объекта составили 10 млн руб. Ритейлер намерен окупить вложенные средства за три года. В 2013 г. планируется увеличить сеть на 3-5 объектов
Финский ритейлер Kesko запустил в Санкт-Петербурге первый гипермаркет продуктовой сети «К-Руока». В ближайшей перспективе запланирована покупка еще как минимум десяти площадок под строительство «К-Руока» в Санкт-Петербурге и Москве.
На российском рынке декора и товаров для дома появился новый игрок. Компания BNS Group начала развивать по системе франчайзинга французский бренд SIA Home Fashion.
Стало известно, что одежный ритейлер «Модный континент» (бренд InCity), принадлежащий семье губернатора Тульской области Владимира Груздева, запускает сеть нижнего белья для женщин InCitySlip & Sleep. Уже в следующем году компания планирует открыть до 50 магазинов в Москве и регионах. Запуск нового проекта в компании объяснили хорошим ростом продаж женского белья под собственной торговой маркой компании.
Экспансия
Крупнейший оператор обувной розницы в Украине «Интертоп» объявил о выходе на российский рынок. У компании уже есть представительство в стране. Рынок РФ в несколько раз больше украинского и, в отличие от последнего, показывает рост продаж. Однако в России «Интертоп» лишен одного из преимуществ, которое он имеет на родном рынке,— эксклюзивных прав на продажу обуви под марками Ecco и Geox.
Сеть магазинов детских товаров и игрушек Imaginarium вышла в Башкоркостан. Новая точка заработала в Уфе в ТЦ «Мега». В 2012 г. в планах компании ideas4retail, развивающей сеть, запуск не менее 15 объектов. Одно из ближайших открытий состоится в Санкт-Петербурге весной этого года.
Ozon.ru объявил о планах выхода на рынок Казахстана и Белоруссии. В ближайшие месяцы в крупных городах страны появятся пункты выдачи компании.
Одежный ритейлер Inditex открыл свои первые магазины в Уфе. Таким образом, компания вышла в новый для себя регион — Республику Башкортостан. Универмаг Zara (2100 кв.м) и магазины Pull and Bear (480 кв.м), Oysho (220 кв.м), Stradivarius (320 кв.м) и Bershka (550 кв.м) начали работать ТРЦ «Июнь», принадлежащем ГК «Регионы».
«Глория Джинс» решила развивать международную розницу. Через два года компания планирует выйти на рынки Китая, Бразилии, Ирана и Вьетнаме. Экспансия может быть профинансирована за счет продажи портфельному инвестору до 30% компании. В названных странах уже начинается набор персонала, чтобы уже в 2014 г. открыть первые магазины.
Финансы
Киран Балф, финансовый директор X5 Retail Group, докупил 0,027% акций компании по цене $21,33 за штуку, увеличив свою долю до 0,094%. Позднее топ-менеджер приобрел еще 42 000 глобальных депозитарных расписок (GDR) компании, таким образом доведя свою долю в акционерном капитале ритейлера до 0,11% с 0,097%.
Хедж-фонд Tiger Global Management, инвестировавший в «Яндекс», Mail.ru Group и скидочный сервис Biglion, вместе с партнерами вложил $30 млн в торговую онлайн-площадку Wikimart.ru.
Финский ритейлер Stockmann Group объявил о намерении найти инвестора для своего торгового комплекса в Петербурге, который был запущен в ноябре 2010 г. Речь идет о продаже «Невского центра» как объекта недвижимости. Аналитики оценивает ТК в 9,5-15 млрд руб.
Стало известно, что калининградский ритейлер «Вестер» до февраля 2013 г. полностью выкупит у Сбербанка SBER -0.01% пакет акций, переданный ему в 2010 г., направив на эти цели около 2 млрд руб.
Компания Media-Saturn-Holding GmbH закрыла в России все гипермаркеты бытовой техники и электроники Saturn. На их месте открылись магазины Media Markt. Успешно развивать оба бренда у ритейлера не получилось. Одной из причин вывода сети Saturn с отечественного рынка в Media-Saturn-Holding GmbH назвали нехватку в России торговых площадей, подходящих под стандарты немецкого ритейлера.
Бывший совладельцы сети гипермаркетов «Лента» Август Мейер и Дмитрий Костыгин снова инвестировали в розничный бизнес: за четыре года они планируют открыть 30 мелкооптовых комплексов под маркой «Энель», которые станут аналогами американских магазинов Costco и Sam’s Club. На первом этапе бизнесмены вложат в проект до $250 млн, вырученных от продажи «Ленты».
Инвестиционный фонд Hi Capital стал совладельцем крупнейшего регионального продавца детских товаров — тольяттинской сети гипермаркетов «Бегемот». Вырученные от сделки деньги «Бегемот» инвестирует в открытие 10-15 гипермаркетов по всей стране. Алексей Молвинский, один из акционеров и генеральный директор «Бегемота», уточнил, что фонду продано 8% акций.
Кадры
Самым главным кадровым и не только событием для первой по величине выручки компании в России стала отставка Андрея Гусева с поста CEO.
X5 Retail Group N.V. 13 июля Наблюдательный совет компании объявил о том, что временно исполняющим обязанности главного исполнительного директора назначен Стефан Дюшарм, член наблюдательного совета.
Спустя месяц после ухода Андрея Гусева в Х5 Retail Group начались масштабные кадровые перестановки. Так, пост директора по логистике покинул Александр Ермоленко, пришедший в Х5 из «Магнита» чуть более года назад, и его заместитель Вячеслав Михненко, до этого работавший начальником отдела логистики в «Копейке».
На пост директора по логистике вместо Александра Ермоленко назначили Игоря Сотникова, ранее занимавшего в компании должность директора формата «супермаркет». До этого топ-менеджер в 2007 г. уже возглавлял логистическое подразделение в Х5.
Управлять форматом «супермаркет» начал Валерий Тараканов, генеральный директор «Экспресс-Ритейл» и вице-президент Х5 по формату «магазин у дома».
Одновременно с поста директора формата «гипермаркет» Х5 ушел Ян Фукс. Топ-менеджер был назначен на эту должность в ноябре 2011 г. после того, как компания приняла решение вывести управление крупными форматами в отдельное направление.
Управлением формата «гипермаркет» стали заниматься Стивен Кригер, пришедший в Х5 в 2011 г. с поста директора «Метро Казахстан», и Светлана Воликова, финансовый директор формата «гипермаркет».
Летом 2012 г. Олег Высоцкий, один из основателей и генеральный директор сети дискаунтеров «Пятерочка», покинул компанию. Основной причиной ухода топ-менеджера стало «желание перемен». В июле Олег Высоцкий стал главой и совладельцем нового проекта сетевых дискаунтеров Frank Андрея Рогачева.
Вслед за Олегом Высоцким ушла из X5 Retail Group Марина Ратникова, директор по маркетингу «Пятерочки». По словам ее коллег, «Марина — правая рука Олега Высоцкого, ей удавалось решать множество вопросов, которые касались не только маркетинга, но и ценообразования и проч.». Ее место в апреле 2012 г. занял Кристиан Морат, бывший директор по закупкам румынского подразделения немецкой Rewe Group (управляет сетью жестких дискаунтеров Penny, супермаркетами Billa).
Новым CIO компании с 20 августа 2012 г. стал Люк Кюно (Luc Koenot), ранее занимавший должность SVP & CIO в бельгийской розничной компании Delhaize Group. На этом посту топ-менеджер сменил Теймура Штернлиба, работавшего в Х5 с момента основания компании. После ухода из Х5 Теймур Штернлиб сообщил, что он намерен заниматься собственным проектом, связанным с инновациями.
Розничная сеть Ikea в России объявила о смене генерального директора. С 1 января 2013 г. эту должность будет занимать Вальтер Каднар (Walter Kadnar). До текущего назначения на протяжении трех лет он возглавлял розничную сеть Ikea в Польше. Кристиана Тома, руководившая Ikea в России с 2007 г., займет аналогичную позицию в Ikea в Португалии.
2012 г. для краснодарского ритейлера «Магнит» начался с прихода топ-менеджера из X5 Retail Group. Новым директором по маркетингу компании стала Карина Черникова, ранее занимавшая аналогичную должность в конкурентной «Магниту» X5 Retail Group.
Однако уже в июле она покинула свой пост. Тогда Карина Черникова уточнила, что «проект, которым она занималась, завершен, а работа в «Магните» была на контрактной основе, и по окончанию проекта она планировала уйти».
Кадровые перестановки прошли и в «Метро Кэш энд Керри Россия». С 1 апреля 2012 г. пост генерального директора компании занял Питер Боон. Йерун де Гроот, нынешний глава «Метро Кэш энд Керри Россия», перешел работать в штаб-квартиру «Метро» в Германии на должность главного операционного директора.
Илья Тимченко, в прошлом генеральный директор розничной сети «Белый Ветер Цифровой» и заместитель гендиректора «Enter Связной», занял пост управляющего партнера и председателя совета директоров интернет-гипермаркета Dostavka.ru.
С 28 января 2012 г. генеральным директором «Аптечной сети 36,6» стал Андрей Сливченко, который сохранил за собой также пост исполнительного директора, занимаемый им с конца 2011 г. На этих позициях он стал отвечать за стратегию развития группы компаний «36,6», а также за операционное управление розничным бизнесом компании. До этого Андрей Сливченко работал директором по корпоративным финансам ОАО «Аптечная сеть 36,6». На посту главы «36,6» топ-менеджер сменил Валерию Солок, которая возглавляла компанию с 15 сентября 2009 г.
Однако в сентябре 2012 г. Андрей Сливченко покинул пост генерального директора «Аптечной сети 36,6», проработав в этой должности чуть более полугода. Временно исполняющей обязанности главы сети стала Марина Пенькова, генеральный директор фармпроизводителя «Верофарм», дочерней компании «36,6». Причину своего ухода и планы на будущее Андрей Сливченко озвучивать не стал.
Денис Яклаков, бывший топ-менеджер продуктовых ритейлеров X5 Retail Group и «Дикси», был назначен новым финансовым директором сети компьютеров и цифровой техники «Белый Ветер Цифровой». Ранее эту должность занимала Елена Семьянова, покинувшая компанию «по личным обстоятельствам» в начале 2012 г.
Также свой пост покинул Андрей Никитин, коммерческий директор сети «Белый Ветер Цифровой», покинул свой пост. С 1 августа 2012 г. топ-менеджер занял аналогичную должность в интернет-гипермаркете Dostavka.ru.
Алексей Павлов, генеральный директор Spar Russia B.V., проработав в компании более двух лет, покинул свой пост. Новым главой российского подразделения Spar стал Сергей Локтев, бывший топ-менеджер «Метро Кэш Энд Керри» и «Экспресс Ритейл», дочерней компании X5 Retail Group, развивающей сети «Перекресток Экспресс» и «Копейка». К своим обязанностям новый глава Spar Russia приступил 1 июля 2012 г.
В августе 2012 г. в «Корпорации СБР» (управляет сетью «Метрика») произошла смена генерального директора. Место Алексея Иовлева заняла Оксана Лалаянц, исполнительный директор компании. Алексей Иовлев продолжил работу в компании в составе Совета директоров.
В октябре 2012 г. глава «Детского мира» Геннадий Левкин покинул свой пост, на котором проработал чуть больше года. Топ-менеджер пришел в компанию летом 2011 г., до этого он был топ-менеджером сети спортивных товаров «Спортмастер». Он сменил на этой должности Георгия Кравченко, исполнительного вице-президента АФК «Система», который возглавлял «Детский мир» с октября 2010 г. Новым главой ритейлера стал Владимир Чирахов, который до этого момента был коммерческим директором сети.
В марте FMCG-сеть «О’Кей» покинул Максим Щёголев, директор по развитию компании. По словам самого топ-менеджера и по официальной версии компании, с «О’Кеем» расстаться его заставили личные причины. После топ-менеджер занял аналогичный пост в DIY-сети «Старт».
В конце сентября топ-менеджер назначен директором формата городской гипермаркет «Лента». По словам самого Максима Щёголева, его уход из УК «Старт» связан с истечением полугодового контракта.
Место Максима Щеголева в «О’Кее» занял Олег Корзун, однако менее чем через полгода топ-менеджер ушел из компании.
1 марта 2012 г. Алексей Скрыпников покинул пост генерального директора сети магазинов «Старик Хоттабыч». Новым руководителем компании был назначен Станислав Сербин. Топ-менеджер проработал на этом посту менее года: он был назначен генеральным директором в мае 2011 г.
В FMCG-сети «Вестер» также произошли кадровые изменения в топ-менеджменте. С 19 марта 2012 г. Светлана Садовская заняла должность операционного директора компании, а Константин Семенов — коммерческого директора.
Новым генеральным директором компании «Модный Континент», развивающей сеть одежды InCity, стал Сергей Куценко, ее финансовый директор. Официальное назначение топ-менеджера состоялось 21 ноября 2012 г. До этого момента — с июля текущего года — Сергей Куценко исполнял обязанности генерального директора. До Сергея Куценко пост главы компании занимал Александр Попов, который теперь является председателем совета директоров «Модного Континента».
Владимир Лунин покинул пост главы компании Maratex, развивающей в России бренды Esprit, River Island, OVS, Orsay, Bodique, Tally Weijl. Однако топ-менеджер остался в составе акционеров группы. Новым генеральным директором назначен Денис Никитин, действующий финансовый директор Maratex.
В ТД «Эра», развивающей дрогери-сеть «Улыбка Радуги», сменился состав акционеров компании. Контрольный пакет акций приобрели Август Мейер и Дмитрий Костыгин, экс-владельцы FMCG-сети «Лента».
На пост генерального директора группы компаний Centro Fashion Corp. (сети Centro и «ЦентрОбувь») назначен Питер Ридлер, ранее руководивший компанией Monsoon Accessorize (сети Monsoon и Accesorize).
Сделки
Завершена сделка по приобретению пакета акций Федерального Закупочного Союза ЗАО «Система «Т3С» Дмитрием Лаврентьевым, акционером пензенской сети «Караван». Сумма сделки составила 2% от уставного капитала Cоюза. Дмитрий Лаврентьев стал 16 акционером организации.
Концерн REWE Group, развивающий в России сеть супермаркетов Billa, получил согласие Федеральной антимонопольной службы на покупку 12 магазинов «Ситистор», принадлежащих российской компании ООО «Енка ТЦ». Сумму сделки компании не раскрыли. Однако по оценке специалистов ИК «Риком-Траст», приобретенные супермаркеты «Ситистор» могли обойтись REWE Group в $100-$125 млн.
Х5 Retail Group подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу на покупку 12 юридических лиц, входящих в новосибирскую группу «Холидей Классик». В том числе компания просила одобрить приобретение до 100% компаний H.S.R. Holiday Siberiada Retailing Group Ltd (по данным «СПАРК-Интерфакса», ей принадлежит 99,92% головного ООО «Компания Холидей») и Fillmark Investments Ltd (владеет остальными 0,08%).
Также стало известно, что Х5 Retail Group договаривается о покупке ставропольских сетей «Тройка» и «Семья». По итогам сделки Х5 могут достаться все принадлежащие им в крае и Карачаево-Черкесии торговые площади — 12 000 кв. м, либо часть магазинов, находящихся в Ставрополе и Невинномысске.
Основатели сети премиальных супермаркетов «Азбука Вкуса» Олег Трыкин и Сергей Верещагин продали принадлежащие им 18,18% ритейлера бывшим совладельцам Экспобанка. Продажу пакета, который может стоить $74-111 млн, бизнесмены объяснили желанием финансировать развитие другого розничного проекта — сети недорогих супермаркетов «Оливье».
Совладельцы аптечной сети А5 Сергей Солодов и Роман Буздалин выкупили у инвестфонда Hi Capital 26% ОАО «Мособлфармация», управляющего 500 аптеками в Московской области, консолидировав таким образом 100% ОАО. Основной целью сделки стало желание бизнесменов объединить «Мособлфармацию» с А5, что должно позволить обогнать лидера — «36,6» — по количеству аптек.
ГК «Детский мир» закрыла сделку по приобретению 100% акций «Спартема Лимитед», владеющей ООО «Куб маркет», которая развивает Early Learning Centre (ELC) в России. Сеть центров раннего развития ELC насчитывала 19 магазинов. Сделка могла обойтись ритейлеру в $5-7 млн.
Компания «Ритм 2000», развивающая сети «Тверской купец», «Вольный купец» и «Тележка», приобрела 62 магазина «Тверского продукта» (сети «Апельсин», «Экономика» и «4 сезона»).
Стало известно, что управляющая компания ЗАО «Симтекс», развивающая БТиЭ-сеть «Техношок», рассматривает в долгосрочной перспективе возможность продажи части магазинов «Просто», ранее принадлежащих ТФГ «Альтернатива Синицы». Количество возможных к продаже магазинов, а также сроки реализации сделки пока не озвучены.
Федеральная антимонопольная служба России одобрила ходатайство «Акционерной финансовой корпорации «Система» о покупке 100% капитала производителя фармацевтических препаратов «Верофарм», контрольный пакет которого (51,8%) принадлежал ОАО «Аптечная сеть 36,6». Оставшаяся часть акций находится в свободном обращении.
БТиЭ-ритейлер «Эльдорадо» объявил о приобретении сети магазинов бытовой техники и электроники «Берингов пролив Дельта» и компании «Вердена», основным направлением деятельности которой является сдача недвижимости в аренду. В результате под контроль «Эльдорадо» перешла вся сеть «Берингова», в которую сейчас входит 28 магазинов в 27 городах Центрального региона.
Также компания «Эльдорадо» договорилась о покупке регионального игрока «Рембыттехника». Речь шла почти о 40 магазинах, расположенных за Уралом, которые могли обойтись ритейлеру в $70-$90 млн.
Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку по покупке интернет-магазином Ozon.ru проекта Sapato.ru. Sapato.ru запустили фонды Fast Lane Ventures, eVenture Capital Partners, Direct Group и AB Kinnevik, а в 2011 г. к ним присоединился Intel Capital. Общий объем вложенных фондами средств составил около $20 млн.
На рынке складской недвижимости закрыта крупнейшая за последнее время сделка. Компания «ЦентрОбувь», развивающая одноименную сеть, а также обувные магазины Centro, приобрела свой первый распределительный центр. Сумма сделки составила более $68 млн. Общая площадь объекта насчитывает 49 471 кв.м., складская — 36191 кв.м.
Одежный ритейлер «Мэлон Фэшн Груп», развивающий сеть магазинов аксессуаров Co&Beauty, продал ее компании Diva, владеющей одноименной сетью магазинов бижутерии. Операционный бизнес в сделку не вошел, к новому владельцу отошли только площади, которыезанимали объекты Co&Beauty.
«Евросеть» завершила приобретение одного из своих конкурентов — компании «Альт Телеком». Сумма сделки составила около $60 млн.
В «Евросеть» перешли все 520 магазинов «Альт Телекома».
Корпорация «ГриНН» Николая Грешилова выкупила с торгов активы обанкротившейся компании «Славяне»: недостроенный спорткомплекс и права на участки площадью 3,83 га. Площадка расположена в центре Курска — на улице Карла Маркса. Николай Грешилов планирует построить там крупный торговый центр.
Немецкий холдинг Media-Saturn выкупил российский интернет-магазин бытовой техники 003.ru у его основателя Владислава Улендеева. Приобретение 003.ru совершено в рамках стратегии немецкой сети, которая намерена развивать как мультиканальные продажи, так и чистый онлайн-ритейл. Ранее Media-Saturn совершил аналогичное приобретение в Европе, купив интернет-магазин Redcoon.
Компания «Носимо», управляющая 40 магазинами Samsung, вошла в состав re:Store Retail Group. Таким образом ритейлеры объединили свои сети монобрендовых салонов Samsung в единый проект. Основатели «Носимо» Владимир Суслов и Кирилл Райский остались акционерами компании, а также вошли в совет директоров группы.
«Мегафон» и Garsdale Services Investment Ltd Алишера Усманова закрыли сделку по покупке доли в компании «Евросеть» в размере 50% у Александра Мамута. Стоимость сделки составит $1,07 млрд без учета возможных дополнительных выплат в сумме до $100 млн по результатам работы сотового ритейлера за первое полугодие 2013 г. Таким образом, стоимость бизнеса «Евросети» оценивается в $2,3 млрд.
«Фармстандарт» закрыл сделку по покупке российского производителя лекарств «Лекко». Это уже четвертая сделка с Александром Шустером и Виталием Мартьяновым, основателями «Лекко»: ранее «Фармстандарт» приобрел у них компании «Мастерлек», «Афофарм» и «Виндексфарм».
Компания «Ашан» объявила о покупке гипермаркетов «Реал» в Центральной и Восточной Европе, принадлежащих Metro Group. Благодаря сделке, стоимость которой составила 1,1 млрд евро, сеть французского ритейлера в этом регионе выросла в два раза. Так, группа «Ашан» получила 91 гипермаркет «Реал» в Польше, России, Румынии и Украине, а также 13 торговых галерей в России и Румынии.
На петербургском рынке торговой недвижимости состоялась крупнейшая сделка — приобретение американским инвестфондом Morgan Stanley Real Estate Fund VII петербургского торгово-развлекательного комплекса «Галерея». Покупка «Галереи» могла обойтись Morgan Stanley в $1,1 млрд. Кроме того, стало известно, что фонд может приобрести торговый центр «Метрополис» возле станции метро «Войковская» и соседний с объектом участок, где будет построен многофункциональный комплекс площадью 140 000 кв. м. Стоимость сделки может составить $1,9 млрд.