На прошлой неделе стало известно о том, что крупнейший в России сотовый ритейлер «Евросеть» купил ЗАО «Сигма Трейд», которое управляет салонами связи «Альт Телеком».
Сумма сделки составила чуть более $70 млн, ее гарантом выступил ВТБ. Купив бизнес «Альт Телеком» целиком, «Евросеть» получила переуступку прав аренды на все 520 салонов, основные средства и право на бренд.
По данным источника в одном из инвестбанков, «Евросеть» не берет на себя долговых обязательств «Альт Телекома», для финансирования сделки компания не привлекает кредиты, а использует собственную чистую прибыль. Кроме того, «Альт Телеком» должен будет распродать товарные остатки в определенный срок.
Между тем, Александр Мамут начал искать покупателя на свои 50,1% в компании «Евросеть». Продажей его пакета, который оценивается минимум в $1,6-1,8 млрд, займется «Тройка Диалог».
Основатели «Евросети» Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин продали компанию Александру Мамуту в сентябре 2008 г. за $1,25 млрд с учетом долга в $850 млн. Почти сразу Александр Мамут договорился о продаже 49,9% «Евросети» «Вымпелкому».
Тогда же было заключено опционное соглашение, по которому спустя три года «Вымпелком» получает право приобрести еще 25% материнской Euroset Holding N.V. Срок исполнения опциона истекает в январе 2012 г.
Продать свой пакет Александр Мамут мог еще весной этого года. В апреле ритейлер планировал провести IPO на LSE, в ходе которого компания господина Мамута Alpazo Ltd хотела продать до 35% от уставного капитала «Евросети», но выход на биржу был отложен на неопределенный срок из-за недостаточного спроса на акции.
О планах по развитию собственной розничной сети заявил и «Ростелеком». Компания планирует построить сеть из 2 500 салонов, из которых 500-700 будет развивать самостоятельно, а остальные отдаст под управление «Евросети» или «Связному».
–
Крупнейшая в регионе розничная сеть «Матрица», проигравшая мэрии Уфы ряд судов за право арендовать торговые площади, сменила тактику взаимоотношений с властями.
Аффилированная с «Универсал-Трейдингом» компания «Инвест недвижимость» на торгах 2 декабря выкупила у города площади «Матрицы» по улице Первомайской. Оператор рассчитывает со временем выкупить и другие помещения, арендуемые у города, но на них уже претендуют и конкуренты. По мнению экспертов, при таком спросе цена на торгах может возрасти втрое.
–
Х5 Retail Group объявила о планах в начале 2012 г. начать продажи через интернет линейку товаров non-food. Заказы покупатели смогут получить в пунктах выдачи, которые оборудуют в гипермаркетах сети «Карусель». В дальнейшем Х5 может расширить линейку товаров и до продуктовых позиций.
В интернет-пространстве Х5 не новичок. Осенью 2009 года ритейлер договорился о создании совместного предприятия «АйТи-Бизнес» с владельцами таких площадок как www.bolero.ru и www.003.ru. Клиентам предлагалась покупка и доставка на дом бытовой техники, книг, дисков, игрушек и парфюмерии. По итогам 2010 г. выручка этого подразделения Х5 составила $20 млн. Однако весной 2011 г. ритейлер актив продал.
–
Финский ритейлер Rautakesko, развивающий в России DIY-сеть «К-раута», на прошлой неделе запустил первый гипермаркет в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Это самый большой по площади объект Rautakesko в России (общая — 16 000 кв.м., торговая — 11 000 кв.м.). Магазин на Варшавском шоссе стал 14 объектом финского ритейлера в России и вторым открытым за 2011 г. Ранее Rautakesko заявляла о планах запуска в Москве до конца этого года двух гипермаркетов. Однако открытие магазина на Ленинградском шоссе было перенесено на весну 2012 г. В 2012-2015 гг. Rautakesko хочет инвестировать €300 млн в десять гипермаркетов «К-раута» в России. К концу 2015 г. компания рассчитывает достигнуть выручки €800 млн (для сравнения — в 2010 г. выручка ритейлера составила €241 млн).
–
ГК «Спортмастер» рассказал о планах развития нового формата своей сети O’stin – универсального магазина мужской, женской, молодежной и детской одежды. Работа в данной концепции началась после запуска коллекции детской одежды под брендом O’stin весной 2011 г. Универмаги O’stin размещаются на площади около 1000 кв.м. (для сравнения, средняя площадь обычного магазина O’stin около 500 кв.м). Ассортимент также шире, чем в стандартной точке O’stin.
Сейчас в формате универмага запущено 50 точек O’stin, 20 из них – это вновь открывшиеся магазины, еще 30 – уже работающие объекты, чья площадь позволяла создать на их базе универмаг. В 2012 г. будет запущено еще около 50 унивемагов. Также ритейлер планирует перевести в эту концепцию еще несколько точек, площадь которых превышает 500 кв.м.
–
Калининградская группа компаний «Вестер» решила заморозить экспансию своих продовольственных магазинов в регионы России. Компанию не устраивает эффективность магазинов, которые находятся вне Калининграда. Более точных данных для понимания ситуации ритейлер не раскрывает, однако Олег Болычев, совладелец компании, уточнил, что процентная ставка банковского займа стартует от 12%. В среднем ставка по кредитам находится на отметке 13—14%. Поэтому в планах развития на 2012 г. есть лишь гипермаркеты на родных территориях: два объекта площадью 20 000 и 25 000 кв. м. находятся в стадии проектирования. При этом девелоперское подразделение группы стройки в регионах останавливать не станет.