По оценкам аналитиков, в 2023-м «Красное & Белое» и «Бристоль» на пару открыли более 4,5 тысячи магазинов — показатель, до которого, как утверждается, и близко не смог подобраться ни один конкурент за всю историю русского ритейла. Вспоминаем, как появился самый быстрорастущий ритейлер страны: от первых челябинских алкомаркетов до объединённой сети в 25 тысяч магазинов.
Ровно пять лет назад — перед новым 2019 годом — на всю Россию прогремела новость об обысках в офисах и на складах лидера рынка алкодискаунтеров, сети «Красное & Белое». Тогда история публично ничем не закончилась — но спустя всего месяц после обысков компанию неожиданно поглотил главный конкурент, Mercury Retail Group табачных королей Игоря Кесаева и Сергея Кациева, владельцев сети «Бристоль».
Многие эксперты тогда связали эти два события и принялись намекать, что известные своими жёсткими методами ведения бизнеса и связями Кесаев и Кациев так припугнули несговорчивого конкурента — челябинского предпринимателя Сергея Студенникова. В пользу этой версии говорили и многолетние бесплодные попытки Кесаева и Кациева договориться о едином бизнесе с конкурентом: владелец «Красного & Белого» переговоры игнорировал или отказывал «в резкой форме». Но уже спустя несколько лет после объединения Студенников, получивший в объединённой компании миноритарную долю (49%), стал долларовым миллиардером, а Mercury Retail Group по итогам 2022 года оказался самым прибыльным ритейлером России — выходит, даже если это было недружественное поглощение, в выигрыше оказались все причастные.
История сетей
История сети «Красное & Белое» началась в 2006 году в Челябинской области: первый магазин в формате алкодискаунтера открылся в городе-спутнике Челябинска — Копейске. Новую сеть запустил местный предприниматель Сергей Студенников. С начала девяностых он занимался оптовыми продажами и немного розницей, но серьёзного успеха ни разу не достиг — поэтому «когда “Красное & Белое” выстрелило, все были в шоке», рассказывал журналистам один из челябинских знакомых Студенникова.
Постфактум аналитики связывают взрывной эффект сети с очень точным попаданием в целевую аудиторию: концепт «Красного & Белого», особенно на ранних этапах, был основан на широком ассортименте дешёвого алкоголя и минимуме сопутствующих товаров, с примитивной выкладкой и минимальной наценкой. Сами магазины иногда открывались в самых удивительных для продуктового ритейла локациях — например, во дворах жилых домов: как говорили аналитики, «люди всегда сами знают, где купить алкоголь». Всё это существенно сокращало издержки и упрощало тиражирование формата — настолько, что за первый год сеть выросла до 64 магазинов, а к 2013-му стала крупнейшим продуктовым ритейлером Челябинской области с 470 (!) точками и долей рынка в 5,9%.
Конечно, для алкомаркетов это феноменальные цифры — но к тому моменту Студенников уже активно менял формат сети в сторону «магазинов у дома», расширяя ассортимент продуктов питания и непродовольственных товаров. Одной из причин было ужесточение регулирования продаж алкоголя, в том числе пристальное внимание со стороны государства ко всему, что называет себя «алкомаркетами», утверждал бизнесмен в одном из интервью. Стартовав с жёсткого «загульного» формата — алкоголь, закуска, сигареты — к началу 2010-х «Красное & Белое» уже отказалась от названия «алкомаркет», а доля спиртного в структуре продаж упала с 85% до 40%. Вместо него в ассортименте появились, например, товары для детей, причём продажи были отличными: так Студенников играл на чувстве вины родителей, покупающих себе алкоголь, и, чтобы не ощущать себя виноватыми, — что-нибудь детям.
В середине десятых годов сеть «Красное & Белое» уже насчитывала более 2,5 тысячи магазинов в десятках регионов страны. В 2014-м компания впервые вошла в топ-15 крупнейших ритейлеров России и продолжала интенсивно развиваться, открывая сотни магазинов в год.
К тому моменту Студенников уже несколько лет находился под пристальным вниманием собственных ключевых поставщиков сигарет — владельцев крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Ещё с 2010-го они искали эффективное решение проблемы, которую подкинуло государство: из-за запрета торговать сигаретами в ларьках и киосках продажи могли рухнуть минимум вполовину. В 2012-м Кесаев и Кациев сделали первый подход к Студенникову: тот в своей сети реализовывал гигантское количество продукции «Мегаполиса» — но разговаривать о продаже бизнеса отказался. Тогда партнёры приняли решение действовать вдолгую и запустили собственную розницу.
Первая точка сети «Бристоль» открылась в 2012 году в Нижнем Новгороде и была практически полностью скопирована с «Красного & Белого». Кесаев и Кациев не стали придумывать ничего своего и целиком позаимствовали эффективный формат у Студенникова: та же простейшая выкладка, те же небольшие помещения, очень похожая ассортиментная матрица и своеобразный подход к выбору локаций. «Табачные короли», не скрываясь, делали конкурента в расчёте рано или поздно задавить «Красное & Белое» — благо, денег у них хватало.
Но долгое время «Бристоль» не мог толком тягаться с «Красным & Белым»: вплоть до конца 2018-го сеть оставалась нерентабельной — сказывались как недостаточные компетенции владельцев именно в алкогольной рознице, так и вынужденно высокие темпы роста вслед за конкурентом. В отличие от Студенникова, Кесаев и Кациев развивались и за счёт покупки более мелких региональных игроков — но догнать «Красное & Белое» никак не получалось. К 2018 году один «Бристоль» всё ещё генерировал вдвое меньше выручки, чем «Красное & Белое», а сеть по величине уступала втрое.
Примерно в это время Кесаев и Кациев окончательно прекратили попытки купить конкурента — а спустя год, 26 декабря 2018-го, в офисы и на склады «Красного & Белого» пришли с обысками представители ФНС, ФСБ, Росалкогольрегулирования и ОМОНа. Показательное выступление продлилось всего пару дней, но наделало шума на рынке и в прессе: все гадали, что будет дальше — но, кажется, почти никто не угадал. Спустя всего месяц Кесаев, Кациев и Студенников объявили о слиянии розничных бизнесов: «Бристоль», «Красное & Белое» и принадлежащая табачным магнатам сеть «Дикси» стали единой компанией, а Студенников получил в ней долю в 49%.
Объединённая компания Mercury Retail Holding стала третьим по обороту ритейлером России после X5 Retail Group и «Магнита». Однако летом 2021 года компания продала 2,5 тыс. магазинов «Дикси» второму игроку рынка – ПАО «Магнит», а ФАС согласовала сделку на беспрецедентных условиях. До конца 2022 года Mercury Retail Holding была зарегистрирована на Кипре, но перед самым новым 2023 годом активы перерегистрировали в России.
2023-й: год рекордов
Объединённая сеть в последние годы показывает рекордные темпы прироста не только выручки, но и числа точек. Глава «InfoLine-Аналитики» Иван Федяков назвал такие темпы «феноменальными и фантастическими», а также обратил внимание, что в 2023-м компания поставила абсолютный рекорд за всю историю российского ритейла: свыше 4500 новых точек за год. В предыдущем году под вывесками «Красное & Белое» и «Бристоль» также открыли почти 4 тысячи магазинов — вдвое больше, чем у ближайшего преследователя X5 Retail Group, причём конкурент наращивал розницу в основном за счёт покупки региональных сетей. Всего на конец 2023 года Mercury Retail Holding управляет более чем 25 000 магазинов: около 17 тысяч приходится на «Красное & Белое».
Всё это происходит на фоне постоянных отчётов властей о сокращении потребления россиянами алкоголя. Mercury Retail Group, в свою очередь, тоже смотрит в будущее с оптимизмом — но своеобразно: компания не первый год утверждает, что готова открыть в России более 50 тысяч магазинов под вывесками «Красное & Белое» и «Бристоль». Которые, несмотря на расширение ассортимента в сторону еды и непродовольственной розницы, всё равно остаются теми же, чем всегда были — дешёвыми народными алкомаркетами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.