Прошедший год стал суперуспешным для компании, о которой до недавних пор мало кто всерьёз слышал: по итогам 2023 года самарский ритейлер Lime попал в число самых быстрорастущих розничных компаний России, показал выручку почти в 20 млрд рублей и — что самое впечатляющее — умудрился по выручке вдвое обогнать Zara на тех же площадях. Собрали всё немногое, что известно о Lime и её владельце, и рассказываем эту недлинную, но увлекательную и показательную историю.

История сети

Сеть Lime — одна из самых закрытых компаний на российском розничном рынке. До недавнего времени ей даже особо не интересовались журналисты — а когда появились поводы, оказалось, что никто ничего толком и не знает. Владелец компании, самарский предприниматель Дмитрий Хохлов, с журналистами принципиально не общается и за утечками информации о компании внимательно следит — говорят, вплоть до подчистки упоминаний в интернете.

Если собрать по крупицам всё, что известно о Хохлове, получится классический образ торговца из девяностых: возил вещи из Турции, продавал их на самарском рынке; потом поднялся, переехал в соседний с рынком ТЦ и создал собственный бренд Duman — исказив так собственное имя. Под этой маркой в Турции шили джинсовую одежду, футболки, головные уборы, аксессуары, которые затем продавали в Самаре.

К концу двухтысячных популярность Duman сошла на нет, и Хохлов запустил новый бренд — Lime. Компания работала на базе самарской текстильной фабрики имени Володарского, там же открылся первый магазин. Сначала в нём продавали мультибрендовые вещи, но затем предприниматель сосредоточился на собственной марке: под брендом Lime стали шить модную женскую одежду, ориентированную на масс-маркет.

Компания росла неплохими для мелкой региональной сети темпами: в 2013 году ритейлер открыл офис в Москве — и Хохлов, совершенно поперёк тренда, принялся продавать франшизу. К этому вопросу он тоже подошёл своеобразно: франшизу Lime никогда нельзя было купить кому-то «со стороны» — её распространяли исключительно среди зарекомендовавших себя профессионалов рынка. Компания предлагала на выбор три формата: малый (150–250 кв. м), средний (250–350 кв. м) и «гипер» (350–500 кв. м). И вплоть до недавнего времени больше по площади, чем последний формат, магазинов у Lime никогда не было. Всего за десять лет франчайзинговая сеть развилась до 33 магазинов.

В середине десятых годов операционная компания LIme — ООО «Стиль Трейд» — показывала выручку в 30–40 миллионов рублей в год. Под её управлением находился десяток собственных магазинов и ещё плюс-минус столько же на тот момент работали по франчайзингу. Товар Хохлов продолжал шить в Турции, но всё большую ставку с каждым годом делал на Китай. Сейчас именно в Китае производят большую часть продукции под брендом Lime.

Несмотря на относительные успехи, к 2022 году Lime всё равно подошла в статусе ритейлера второго эшелона: скромная самарская компания с офисом в Москве всё ещё оставалась в тени мировых игроков, плотно занимавших российский рынок. Но когда начался массовый исход западных компаний из страны, всё очень быстро изменилось.

2023: больше, чем Zara

В 2022–2023 годах рост Lime стал всё больше походить на взрывной: видимо, Хохлов поставил себе цель забрать себе российскую аудиторию как минимум Zara и Uniqlo, а если получится — то и ещё каких-нибудь ушедших западных компаний. В результате по итогам 2023 года Lime показал вдвое больший оборот с квадратного метра площади, чем Zara. В крупнейших ТРЦ Москвы оборот ритейлера сейчас превышает 100 млн рублей в месяц при том, что работавшая на тех же площадях Zara показывала вдвое меньшие цифры — 50–60 млн рублей в месяц с точки. Средний чек в онлайн-магазине составляет около 9 тысяч рублей, в офлайн-рознице — 7 тысяч.

В этот период Lime также начала активно развивать новый формат — флагшипы, флагаманские магазины площадью около двух тысяч квадратных метров, с почти втрое увеличенным ассортиментом. В начале года компания рассчитывала открыть 20–25 новых магазинов, фактически это число оказалось вдвое больше. Основная часть из них — именно флагшипы в ключевых локациях: например, магазин Lime площадью почти 3000 кв. м открылся на месте флагманского магазина Nike на Кузнецком мосту. Кроме того, компания сменила позиционирование с чисто женской одежды на вещи для всей семьи.

Вместе с переработкой основного формата компания запустила экспансию в смежные направления: например, в сентябре Lime объявила о планах открывать кафе в своих магазинах, как уже делал Uniqlo. Ещё один проект аналогичен такому же у Zara: компания зарегистрировала торговую марку Lime Home, где собирается торговать товарами для дома. Впрочем, ни тот, ни другой формат пока не стали реальными и остаются только в планах.

Вся эта активность позволила ритейлеру войти в топ самых быстрорастущих розничных компаний страны: предварительно, по итогам 2023 года выручка Lime вырастет минимум на 80% и превысит 18 млрд рублей. Годом ранее выручка составила 10,2 млрд рублей — и это потрясающие цифры по сравнению с 30 миллионами в 2016-м. Бизнес приносит владельцу уже миллиардные прибыли — по итогам 2022 года чистая прибыль Lime превысила 1,2 млрд рублей.

«Вообще суперамбициозно расти с такой скоростью! Дизайн, конечно, классный, прямо крепкая база, ткани и товар достойные, а мерчандайзинг содран у Zara», — прокомментировал развитие LIme в последний год собеседник Forbes. Добавить тут, в сущности, больше и нечего.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент