2 октября на "круглом столе", посвященном повышению платы за размещение торговых точек на городских улицах, депутаты и представители администрации Перми разделились на два противоборствующих лагеря.

Напомним, в середине сентября депутаты комитета Думы по экономическому развитию поддержали увеличение коэффициента платы за размещение нестационарных торговых объектов (НТО) в пять раз. Цена размещения торгового объекта сейчас рассчитывается по формуле: удельная кадастровая стоимость участка умножается на его площадь и на специальный коэффициент – 4%, который предлагается увеличить в 5 раз.

По словам ведущего "круглого стола" Виктора Агеева, заместителя главы городской администрации, анализ ситуации в других городах показывает, что ставки на размещение НТО в Перми "исключительно низкие". Сторонники повышения считают, что это позволит бюджету получить дополнительные 30-40 млн рублей в год.

"Сейчас НТО не покрывают тех неудобств, которые они причиняют городу, и ставка никак не соотносится с рыночной ценой аналогичных ресурсов, – заявил г-н Агеев. – Мы заинтересованы в том, чтобы увеличить отдачу от городских земель, и повышение платы является адекватной мерой". По мнению Ахсо Арекеевой, начальника управления по развитию потребительского рынка города Перми, уровень обеспеченности НТО в городе составляет около 150%, и необходимо работать не над количеством НТО, а над их качеством.

"Будет ли увеличение платы существенным? Да, – аргументировал свою позицию Виктор Агеев. – Являются ли размеры платежей запретительным барьером? С нашей точки зрения – нет, так как даже повышенный платеж будет меньше, чем сложившаяся на рынке стоимость аренды аналогичных объектов".

"Мы сейчас говорим о кадастровой стоимости земли, – высказалась Татьяна Фукалова, председатель НП "Объединение предпринимателей Мотовилихинского района г. Перми". – Но почему-то все молчат о том, что разные НТО имеют разную нагрузку, и далеко не все из них приносят большую прибыль. Подавляющее большинство хлебных или овощных ларьков при таком повышении ставки просто закроются. А оставшиеся будут в неконкурентных условиях – одни со "старой" оплатой, другие – с "новой", в пять раз выше".

На вопрос о том, по какой методике рассчитано повышение ставки (в 5 раз) и как это повлияет на бизнес, защитники повышения ответить не смогли. Математического обоснования того, что 20% являются оптимальной ставкой, представлено не было. "Обороты розничной торговли в других городах России сходны с пермскими, – приводит данные г-жа Арекеева. – Но плата в 2-2,5 раза выше".

Представители бизнеса, впрочем, не разделяют такого мнения. Кроме того, платежи, называемые бизнесменами, и данные, приводимые г-ном Агеевым и г-жой Арекеевой, отличались в несколько раз. По их словам, повышение ставки приведет к закрытию порядка 25% торговых точек.

"Это похоже на раздвоение личности, – заявил вице-спикер думы Юрий Уткин, обращаясь к г-же Арекеевой. – Вы говорите о развитии потребительского рынка, но происходит все наоборот. Нужно смотреть на экономический потенциал, а не на чьи-то тарифные ставки".

Позицию аппарата пермского бизнес-омбудсмена представляла Ольга Камина. Она заявила, что предложенная методика расчета ставки не обоснована; кроме того, это повлечет за собой тяжелые последствия для малого бизнеса, что приведет к нарастанию социальной напряженности среди предпринимателей.

"Я давно хочу спросить, – обращается к сторонникам повышения предприниматель из Индустриального района, – чем город повернут к предпринимателям – лицом или какой-то другой частью? Зачем увеличивать плату, если можно вернуться к местам, которые бизнес хочет получить и за которые он готов заплатить?".

"Мы же все понимаем, что цена продажи товара не зависит от себестоимости, – заявил г-н Агеев. – И повышение ставки приведет лишь к уменьшению прибыли предпринимателей, а не к повышению цен. Поверьте мне как экономисту – это две не связанные друг с другом вещи".

Председатель комитета Пермской городской думы по экономическому развитию Арсен Болквадзе обратил внимание на непрозрачность механизма определения стоимости размещения НТО. По его словам, нельзя огульно поднимать ставку или дифференцировать ее по районам или сферам торговли. В таком случае, считает г-н Болквадзе, продолжить работу смогут только самые рентабельные объекты. "Пусть будут торги, предметом которых станет ежемесячная плата, – предложил депутат. – В таком случае на аукционах рынок сам сможет определить оптимальную ежемесячную плату. Предприниматели сами будут решать, какую цену они готовы платить за размещение НТО, а какую нет".

Предприниматели поддержали предложение Арсена Болквадзе, согласившись с тем, что более прозрачной и эффективной будет схема, в которой рынок регулирует сам себя. "Нам нужны не косметические изменения, а конкретный и понятный механизм", – заявили бизнесмены.

Однако, по мнению депутата Александра Филиппова, "революционное" предложение г-на Болквадзе так же несвоевременно, как и повышение ставки в 5 раз. "Плохая или хорошая, но существующая схема работает. Другое дело, что корректным было бы повышение в 1,5-2 раза, а не в 5", – считает г-н Филиппов.

В связи с планируемым повышением ставок торги по размещению НТО были прекращены еще в апреле. Как считает Арсен Болквадзе, за это время можно было бы подготовить новый механизм торгов, запустить аукционы, и тогда необходимости в обсуждениях попросту не было бы.

В заключение г-н Агеев поблагодарил собравшихся, предложил обсудить предложение г-на Болквадзе с администрацией и городской думой, а также пообещал учесть все прозвучавшие позиции и предложения. На робкий вопрос из зала – ну а что в итоге? – г-н Агеев, улыбнувшись, ответил, что "круглый стол" нужен для обсуждений, а не для решений.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments