Несмотря на возражения Минтруда, правительственная комиссия по миграционной политике, прошедшая на прошлой неделе под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, поддержала отмену системы квотирования рабочих мест для мигрантов. Эти квоты для гастарбайтеров из безвизовых стран были введены в 2007 году. По итогам заседания утверждены поправки в законопроект, по которому бизнес сможет привлекать к труду мигрантов на основании патента. Об этом "Известиям" сообщили два источника, знакомые с итогами мероприятия и подтвердили в секретариате первого вице-премьера.

Новый порядок найма мигрантов

Законопроект, разработанный Федеральной миграционной службой (ФМС), вносит поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". По этим поправкам организации и индивидуальные предприниматели смогут нанимать мигрантов на основании патентов (ранее патенты выдавались только для работы у физлиц, с 2010 года). Новая норма распространится на иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке — для этой же категории и введено квотирование в 2007 году (до того квоты распространялись на работников из "визовых" стран). По данным ФМС, доля иностранцев из безвизовых стран среди зарубежных работников в России составляет около 80%. В их число входят граждане из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и др.

Срок действия этого нового "корпоративного патента гастарбайтера" планируется установить в пределах от одного до трех месяцев с возможным продлением максимум на год. Патент будет действовать только в том регионе, где приобретен. По словам источников "Известий", планируется установить федеральный минимальный уровень цены патента (предлагаегтся установить в район 1-1,5 тыс. рублей в месяц), который регионы смогут повышать. Сейчас патентная система для мигрантов применяется исключительно при их трудоустройстве у граждан, которые привлекают иностранный труд для личных целей, не связанных с бизнесом, например для домашних нужд. Стоимость такого патента составляет 1 тыс. рублей за каждый месяц его использования.

Применение патентной системы при трудоустройстве иностранцев в компании и к ИП предусмотрено Концепцией государственной миграционной политики до 2015 года. В соответствии с ней и был разработан законопроект.

Но текущая версия данного проекта предусматривает переход на патентную систему и одновременно определение предельного количества патентов, которые сможет выдать регион.

— А это то же самое квотирование, — говорит источник, знакомый с ходом заседания правительственной комиссии по миграционной политике. — Участники заседания пришли к выводу, что необходимости в установлении предельного количества патентов нет.

Согласно постановлению правительства квота на привлечение иностранных работников в Россию в 2014 году составляет 1,6 млн человек (в 2013 — 1,7 млн человек). Например, в Санкт-Петербурге в этом году разрешение на работу смогут получить 136 тыс. мигрантов, в Волгоградской области квота составит 1 тыс. человек. Платить мигрантам, которые проходят по квотам, в казну, впрочем, тоже нужно — пошлина за разрешение на работу равна 2 тыс. рублей. В августе прошлого года ФМС выступила с предложением отменить квоты и изменить порядок получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для работодателей.

Как регулировать трудовой рынок с выгодой для бюджета

Как пояснил вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин, в рамках патентной системы предусмотрен иной механизм управления миграционным потоком, который фактически заменяет систему квотирования. Речь идет о предоставлении регионам права определять стоимость патента в зависимости от ситуации на рынке труда.

— При отсутствии потребности в привлечении трудящихся мигрантов определенной специальности, достаточно в конкретном регионе установить более высокую стоимость патента именно для этой специальности, и тогда его покупка для иностранных работников будет экономически невыгодна. И наоборот, для тех специальностей, в отношении которых существует дефицит рабочей силы, устанавливать минимальную стоимость патента. Таким образом регулировать миграционный поток, — рассуждает Корочкин.

Против отмены квотирования иностранной рабочей силы выступает Министерство труда и социальной защиты. В ведомстве считают, что это приведет к развалу рынка труда. Ведь в случае напряженности на рынке труда с помощью квоты правительство устанавливает ограничения на привлечение иностранцев, как это было в кризис, когда квоту фактически вдвое уменьшили.

Работодатели говорят, что система квотирования рабочих мест для иностранцев неэффективна, поскольку для привлечения нужного специалиста приходилось примерно за год подавать в ФМС заявку, чтобы получить квоту. Потом необходимо уведомить ФМС о приеме мигранта, а также каждый раз извещать о предоставлении ему отпуска и о расторжении с ним трудового договора. Для получения же патента понадобится всего несколько документов: миграционная карта, заявление на патент, документ, удостоверяющий личность, а также медицинская справка и документ о минимальнм знании русского языка. Даже если нет заранее оговоренного места работы, иностранец сможет получить патент на срок от 1 до 3 месяцев и на законных основаниях искать себе работу.

По словам ведущего юриста адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Андрея Кузьмина, перевод на патентную систему и отмена квотирования находятся в русле принятого курса госполитики. Он направлен на легализацию мигрантов, которые незаконно работают в России. А самый простой способ, по словам эксперта, заставить работодателей и трудовых мигрантов соблюдать закон — это упростить порядок получения разрешительных документов.

Патентная система, апробированная при трудоустройстве у граждан, показала результаты: сообщалось, что из тени удалось вывести более 1 млн мигрантов.

— Управление же миграционным потоком через определение стоимости патента является эффективным, носит рыночный характер, не зависит от субъективного усмотрения чиновника, — говорит Кузьмин. — Можешь заплатить — работай, не можешь — ищи другую специальность. Злоупотребления при установлении стоимости патента на уровне региона маловероятны. Единственное — не исключено, что некоторые работодатели попытаются привлекать работников по самым дешевым патентам на работы, требующие большей стоимости, — говорит Кузьмин.

Представитель первого вице-премьера считают, что новый механизм трудоустройства мигрантов в регионах требуется "обкатать" в регионах, организовав контроль за тем, не возникают ли при этом какие-либо коррупционные угрозы, или другие злоупотребления мог стороны мигрантов и участников рынка. Через некоторое время после введения патентной системы результаты действия нового механизма рассмотрят на правительственной комиссии по миграционной политике.

Юрист практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы "CMS Россия" Асида Агрба указал, что негативные последствия миграции состоят в том числе в огромных экономических потерях государства из-за недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы. Именно поэтому периодически возникают такого рода предложения, одним из которых и была возможность выдачи патентов иностранным работникам для работы у юрлиц. Юрист компании "Налоговик" Павел Ивченков отметил, что в 2013 году мигрантам выдали 1,5 млн патентов на работу у граждан, а за три года действия патентов их было выдано около 3,5 млн. Как рассказали "Известиям" в ФМС, за три года общий доход властей от мигрантских патентов составил 21 млрд рублей.

Руководитель пресс-службы ФМС Залина Корнилова сообщила "Известиям", что по прогнозам ее ведомства принятие законопроекта позволит легализовать еще как минимум несколько миллионов трудящихся в России иностранцев. По официальным данным ведомства на март 2014 года, всего в России находятся 10,6 млн иностранцев и лиц без гражданства — больше всего в России граждан Узбекистана (2,3 млн человек), Таджикистана (1 млн человек), Казахстана (566 тыс. человек), Кыргызстана (526 тыс. человек).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments