Укрепление рубля, возможно, запустило процесс снижения цен на полках магазинов. Как рассказали "Известиям" в Ассоциации компаний розничных продаж (АКОРТ), объединяющей торговые сети, участники рынка начали переговоры с поставщиками о корректировке цен в сторону снижения. Главный аргумент в переговорах — падение курсов евро и доллара по отношению к рублю. Некоторые торговые сети центральной России уже отреагировали снижением цен на бананы и апельсины, они подешевели за последние недели на 10–20%.
Исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов сообщил, что быстрее всего изменения курсов валют скажутся на овощах и фруктах, большую часть которых (за исключением сезонных) закупают за доллары или евро. Это скоропортящийся товар и больших запасов по "старым" ценам у поставщиков просто нет.
— Можно ожидать снижения цен в тех пределах, в которых укрепился рубль, — сказал Карпов. С пиковых значений конца января по настоящий момент российская валюта укрепилась к доллару США более чем на 20%.
Чуть дольше влияние валютных колебаний будет доходить до других импортных продуктов питания — например, сыров, кондитерских изделий, оливкового масла, орехов, сухофруктов, алкоголя, соусов и специй, а также разрешенной ко ввозу мясной продукции. Эти продукты имеют более длительные сроки хранения и были закуплены при высоком курсе доллара и евро. К примеру, по мнению президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, изменения цен на вино из-за сегодняшнего укрепления рубля можно ждать только через полгода.
Что касается продуктов питания, произведенных в России, на которые курс доллара и евро влияет опосредованно (через зарубежное сырье и упаковку), по мнению Андрея Карпова, здесь скорого снижения цен тоже вряд ли стоит ожидать.
Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков считает, что поставщики заинтересованы использовать все возможности для снижения цен, так как сейчас продажи уменьшаются или вовсе застывают. Однако он напоминает, что в переговорах с сетями поставщики учтут то обстоятельство, что до декабрьского подписания участниками рынка меморандума об уменьшении сроков согласования новых цен поставщики работали себе в убыток. До принятия меморандума рост доллара и евро опережали рост цен в магазинах, так как у сетей была отсрочка в 40 дней на рассмотрение новых прайсов от производителей и импортеров.
В "Дикси" подтвердили, что начали переговоры с поставщиками о снижении цен, так как сами производители продуктов питания не столь оперативны в смене прайсов, как в конце прошлого года, когда доллар и евро интенсивно дорожали.
— В период резких валютных скачков поставщики уведомляли сеть о повышении закупочных цен в связи с увеличением себестоимости валютной составляющей. Сейчас мы ведем активные переговоры, рассчитывая на обратный тренд. Конкретные категории пока преждевременно называть, — сказал представитель сети "Дикси".
Зато в сети гипермаркетов "Ашан" заявляют, что стабилизация национальной валюты уже отразилась на розничных ценах ряда продуктов.
— Действительно, на импортные товары, зависимые от курса иностранных валют, в ближайшее время цены могут снижаться. Компания "Ашан" инициирует переговоры с поставщиками в целях максимального снижения уровня цен. В некоторых категориях товаров, таких как крупы, консервы, изменения уже заметны. Если говорить о свежих товарах, то тут также роль играет сезонность. Например, в свежей рыбе на фоне сезонности и укрепления рубля цены снизились в среднем на 30% по сравнению с декабрем 2014 года. Если говорить о фруктах и овощах, то здесь пока сложно что-то прогнозировать, но переговоры ведутся, — сообщила "Известиям" директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. — Цена на овощи и фрукты фиксируется на день заказа, а доставка занимает несколько недель, так как происходит преимущественно морским путем. То есть изменения не будут быстрыми.
По мнению аналитика и партнера продовольственной группы Nielsen Россия Юлии Маруевой, торговые сети среднеценового и премиального сегментов наиболее заинтересованы в снижении цен на импорт, так как потребители стали уходить к дискаунтерам, экономить на покупках и отказываться от дорогостоящих зарубежных продуктов.
— Если снижение цен на импортные товары произойдет, спрос на них оживится и мы увидим рост продаж. В первое время мы будем наблюдать повышенный спрос на эти продукты — вынужденные в последнее время отказывать себе в излишествах потребители ухватятся за возможность побаловать себя, — говорит Маруева. — Но в целом не только курс доллара и евро отражается на оптовых и розничных ценах на продукцию. Существенными факторами остаются выросшие затраты на логистику, действующий запрет на ввоз ряда категорий и, в конце концов, желание сетей сохранять высокую маржинальность. Всё это налагает существенные ограничения на возможности понижения цены в рознице.