По итогам девяти месяцев 2015 г. продажи фототехники в России в сопоставимых ценах упали на 20,4% до 20 млрд рублей, свидетельствуют данные Росстата. Для сравнения, по итогам девяти месяцев прошлого года, этот показатель в России вырос на 1,6%.
В этом году есть регионы, в которых, если верить ведомству, продажи фототехники, наоборот, значительно увеличились. Так, в Алтайском крае этот показатель за девять месяцев вырос на 69,8% до 615,5 млн руб., в Новосибирской области — на 56,6% до 601,1 млн руб., в Петербурге — на 11,5% до 1,1 млрд руб.
Однако опрошенные ИД Retailer участники рынка утверждают, что официальная статистика далека от истины, а продажи фототехники падают по всей России без исключения.
По данным "М.Видео", российский рынок фототехники в денежном выражении за девять месяцев упал на 32%, в большей степени снизились продажи зеркальных камер. В Петербурге продажи фототехники, по данным ретейлера, тоже упали — на 34%.
В "Связном" говорят, что за девять месяцев текущего года в России было продано примерно 950 тыс. фотоаппаратов (-50%) на сумму около 13 млрд рублей (-37%). В Петербурге, по данным компании, динамика падения рынка аналогична общероссийской — как в штуках, так и в рублях: за январь–сентябрь было продано почти 60 тыс. устройств на сумму около 920 млн руб.
Коммерческий директор "Техносилы" Сергей Зернов говорит, что в этом году спрос на фототехнику снизился на 15%.
Фокус на смартфоны
Представители "Связного" пояснили, что продажи компактных камер ("мыльницы", которые формируют более чем 2/3 продаж в штуках) сокращаются с ростом качества камер на смартфонах (возможности которых, к слову, значительно шире), а продажи зеркальных фотокамер снижаются из-за роста стоимости аппаратов. Например, за год средняя цена "зеркалки" в Петербурге выросла с 28 тыс. до 33 тыс. руб. Об этом же говорят в "Техносиле" и "М.Видео".
Кроме того, в 2015 г. на продажи фотоаппаратов повлияла также экономическая ситуация и падение рубля.
Представители новосибирских магазинов "Техносити" и "Фотолэнд" тоже утверждают, что роста, о котором говорит Росстат, не ощущается. Специалистов, готовых оперативно предоставить статистику по продажам фототехники, в этих сетях не нашлось.
Расхождения в данных Росстата и ретейлеров могут быть связаны с тем, что несколько точечных покупок могут достаточно чувствительно влиять на статистику, считает аналитик UFS IC Петр Дашкевич.
"Розничные сети, как правило, занимают средний и нижний ценовой диапазон, где ситуация в целом хорошо вписывается в общеэкономическое русло, и продажи падают. Но при этом отдельные разовые покупки могут попадать в статистику незамеченными для игроков", — говорит аналитик.
Негативный прогноз
В дальнейшем продажи фототехники продолжат падение, утверждает Сергей Зернов из "Техносилы". Также считают и в "М.Видео", но при этом представители компании говорят, что в 2016 г. падение будет не таким стремительным, как сейчас.
В "Эльдорадо" подсчитали, что в следующем году будет двукратное падение в штучном выражении.
"Россияне по-прежнему будут рационально подходить к своим затратам и будут экономить на непродовольственных товарах. Если говорить непосредственно о фототехнике, то тренд замещения смартфонами компактных фотоаппаратов продолжится", — говорят в "Связном".
Петр Дашкевич из UFS IC тоже считает, что в массовом сегменте продажи фототехники продолжат падение. При этом он отметил, что делать прогнозы крайне сложно, поскольку рынок фототехники в России довольно специфичен, "подвержен краткосрочным веяниям".