Фирменные магазины от пищевых производств у нас в стране стали открываться еще в советский период. Как правило, это были собственные сети хлебозаводов и мясокомбинатов. На сегодняшний день фирменными торговыми точками располагают как крупные, так и средние предприятия. При этом розничная торговля по-прежнему не является для них профильным бизнесом.

Хотя содержание собственных магазинов не приносит владельцам прямой выгоды и доля продаж составляет в среднем около 10% от всего объема реализации, тем не менее такие торговые точки помогают продвижению бренда на рынке.

Ориентация на продажу большей части продукции через фирменные магазины не только делает бренд известным, но и постепенно завоевывает доверие потребителя даже при первоначальной незначительной прибыли. Такой стратегический ход позволил, например, Обшаровской птицефабрике, по словам ее директора Андрея Данцевича, повысить общий объем реализации продукции через фирменные магазины до 50%.

Директор Promotion Group Гульнара Гарайшина считает, что создание сети собственных магазинов выгодно, прежде всего, производствам с достаточно широким ассортиментом выпускаемой продукции. Мелкой компании, которая производит только два-три вида товаров, и представлять-то почти нечего, а значит, и содержать фирменную сеть не имеет никакого смысла. С точки зрения экономии издержек, по мнению Гульнары Гарайшиной, выгоднее, когда само производство владельца сети расположено в том же городе или близлежащем сельском районе.

Данное мнение подтверждается на практике. Так, пресс-секретарь ООО «Самарский комбинат «Родник» Виталий Ащин, делясь опытом работы, утверждает, что полное отсутствие транспортных расходов существенно сдерживает цены на продукцию, реализуемую через фирменные магазины. Незначительная транспортная удаленность предоставляет собственным торговым точкам еще и возможность продавать более свежие продукты, что опять же «работает» на лояльность потребителей. В итоге сравнительно невысокие цены привлекают постоянных клиентов.

Наценка на продукцию в фирменном магазине достигает в среднем 10% (в обычном магазине — 20%) и позволяет покупателю сэкономить, что особенно заметно при больших объемах покупки.

Кроме того, фирменный магазин — надежный «плацдарм» для «нераскрученных» новинок. Виталий Ащин уверен, что новинки лучше продавать именно через фирменные магазины, так как на оптовых поставщиков в этом вопросе полагаться сложно. Оптовики обычно приобретают лишь самую востребованную продукцию, то есть «ходовой» товар, но никак не полную ассортиментную линейку. Тогда как средний ассортимент только одного фирменного магазина ООО «Птицефабрика Обшаровская» составляет около 50 наименований.

К тому же контроль всех изменений потребительского спроса в фирменном магазине помогает решить вопрос о начале массового производства той или иной новинки, а в случае отсутствия интереса к новому товару — вовремя приостановить его производство.

Экономическая невыгодность ввиду значительных «бонусов» и продолжительных отсрочек платежей осложняет сотрудничество с крупными федеральными сетями, например. А когда речь идет, допустим, о поставках хлебобулочных изделий, то интерес некоторых сетей вообще отсутствует из-за наличия собственных пекарен.

Как отмечают практически все участники рынка, в фирменных магазинах абсолютно точно не будет продукции непосредственных конкурентов. На прилавках помимо фирменной продукции можно встретить разве что сопутствующие товары.

Компактность торговой площади (в среднем около 60 кв.м) без дополнительной траты времени со стороны покупателя на поиск необходимых товаров — другой положительный показатель функционирования этих магазинов.

Не менее важное преимущество — полная свобода в использовании всей торговой площади исходя из требований собственника, включая «фирменную» раскладку товара и «единство стиля» в оформлении интерьера с прекрасной возможностью размещения рекламы своей продукции. Подобное своеобразное медийное пространство, находящееся в собственности производителя, позволяет продвигать бренд и выгодно выделять свою продукцию на фоне конкурентов, что вполне отвечает кризисным реалиям.

Маркетинговая «изюминка» магазинов такого формата из числа оригинальных современных тенденций — корпоративные дегустации. Например, регулярные дегустации новинок производства в фирменном магазине московской кондитерской фабрики «РотФронт». Изготовление на заказ эксклюзивных сувениров из карамели, выполняемых вручную (например, композиций с цветами), -еще одна разработка фабрики, предлагаемая клиентам.

Компания «У Палыча» демонстрирует удачное освоение новых рынков и удержание завоеванных позиций с использованием собственных торговых сетей. Эта региональная торговая марка, появившаяся в 1991 г., за несколько лет завоевала популярность благодаря высокому качеству своего продукта — традиционных пельменей. Секрет успеха компании — неспешная стратегия освоения рынка. С 1999 г. продукция под маркой «У Палыча» появляется в Москве. Представительство компании начинает реализацию пельменей и вареников в столице, открывая здесь сеть фирменных магазинов. А в 2001 г. после организации работы кондитерского цеха москвичи получили возможность приобретать и качественную сладкую продукцию данного производителя. С 2000 г. компания «У Палыча» взаимодействует с мировым рынком, завоевывая награды на международных выставках. Так продуманная политика по закреплению позитивных ассоциаций у потребителя, в том числе и с помощью фирменных магазинов, стала для компании настоящим маркетинговым достижением.

Узкая специализация дает шанс занять особую нишу на рынке практически одинаковой продукции. Приверженность россиян к продуктам местных производств поможет поддержать репутацию товара, не уступающего по качеству продукции из других регионов. К тому же сама по себе вывеска над магазином с фирменной маркой — мощная реклама для привлечения покупателей.

Если решение об открытии фирменного магазина принято, то эксперты советуют задуматься о выборе подходящего места для его расположения. Лучше найти территорию в шаговой доступности от жилой зоны с расчетом на жителей конкретного микрорайона, которые и станут целевой группой потребителей.

Многие предприятия перерабатывающей промышленности испытывают существенные трудности со сбытом продукции. Для некоторых из них открытие фирменного магазина — отличный способ избежать крупных убытков. По такому пути решило пойти руководство ряда предприятий Курской области. Например, Суджанский мясокомбинат имеет около десяти фирменных магазинов с широким ассортиментом как мяса, так и мясных полуфабрикатов по ценам ниже, чем в ведущих торговых сетях и на рынках данного региона. Поэтому клиенты не обходят стороной эти торговые точки, увеличивая выручку предприятия.

Щигровский молочный завод тоже регулярно получает прибыль от пяти собственных торговых точек. Кроме цен покупателей здесь привлекают ассортимент и высочайшее качество продукции.

Насыщение рынка продукцией мелких производителей — это не только маркетинговые планы самих производств, но и стратегическая политика региональных властей.

«Больная» тема «пищевиков» — борьба с подделками. Открытие фирменных магазинов может стать одним из действенных инструментов в этой борьбе.

Однако несмотря на определенные плюсы наличия собственных точек сбыта, есть здесь и «подводные камни». Например, с помощью фирменных сетей довольно сложно реализовывать большие партии продукции. Кроме того, серьезная подготовка специалистов в области производства для успешной работы в сфере торговли — обязательное условие создания собственной сети. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко заявляет прямо: «Ритейл и производство — абсолютно разные бизнес-сферы, поэтому весьма сомнительно вкладывать средства в торговлю». Взгляд независимого аналитика Родиона Толпушова схож с предыдущим мнением: создание розничной сети — целесообразное решение только при диверсификации бизнеса, когда компания располагает свободными финансами. Имеются и противоположные суждения о том, что фирменные сети для многих стали единственным средством избежать банкротства в условиях нестабильности и сильнейшей конкуренции. Налицо различные подходы, которые подтверждаются или опровергаются на практике.

Получается, что фирменные магазины для одного производителя — вопрос престижа, для другого — необходимость, помогающая выжить в кризисные времена, для третьего — прибыльный бизнес. Однако в любом случае потребитель получает свежую продукцию, доступное расположение, относительно низкие цены, компактность торговой площади. Последующий рост объема реализации в конечном итоге даст возможность владельцу бизнеса повысить цену на производимый товар. Оживление фирменной розницы в последние годы подтверждает успешность данного вида продвижения бренда.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments