Финская Fazer Group в последние годы активно осваивала российский рынок хлебобулочных изделий. В январе 2009−го к одному московскому заводу и трем петербургским комбинатам «Хлебного дома» (российское подразделение холдинга) добавился еще один актив. «Хлебный дом» довел свой пакет акций в петербургском комбинате «Нева» до контрольного. По словам генерального директора «Хлебного дома» Харри-Пекка Кауконена, приобретение может оказаться не последним, так как, несмотря на мировой экономический кризис, Fazer Group не отказывается от заявленных намерений стать лидером российского хлебного рынка.
Потребитель мигрирует
– Столкнулись ли вы с особенностями российского кризиса?
– Мы отметили смещение спроса в сторону более дешевых изделий, что происходит на всех рынках и вполне объяснимо. Но в России столкнулись с тем, чего не ожидали. Казалось бы, в тяжелые времена люди должны потреблять больше хлеба, и статистика продаж в Финляндии эту тенденцию подтверждает. Но в России с начала года объемы продаж хлебобулочных изделий упали, хотя и незначительно – на 2% по сравнению с 2008−м. Мы поискали и нашли логичное объяснение. Количество мигрантов в России за последние четыре-пять месяцев сильно сократилось. В Петербурге, например, на 400 тыс. Это потеря примерно 4% потребителей на совокупном рынке города и Ленобласти. Предполагаем, что это может стать причиной дальнейшего сокращения объемов потребления хлеба.
– Чем ответите? Сокращением объемов производства и, соответственно, сокращением сотрудников?
– Падение продаж в Петербурге компенсируется ростом продаж в регионах. Сокращать персонал также не собираемся. В качестве антикризисной меры приходится менять продуктовую стратегию. Если раньше много средств инвестировали в разработку и производство более дорогих хлебобулочных изделий, то сейчас это нецелесообразно. Возможно, через год у потребителей опять возникнет к ним интерес и компания возобновит работу над продуктовым портфелем в привычном ключе. Пока увеличиваем выпуск более простой и дешевой продукции. Но мы не забудем о наших изделиях высшего сорта. В конце концов спрос вернется к докризисной структуре. И надо быть к этому готовым.
Завод подождет
– В конце 2007 года Fazer Group заявила об амбициозных намерениях – в ближайшие пять лет удвоить объемы своего российского бизнеса, скупая подходящие мощности по всей стране. Какие коррективы внес кризис в эти планы?
– Наша стратегическая цель – стать лидером российского рынка – не изменилась. Думаю, она вполне реалистическая: российский рынок хлебобулочных изделий очень перспективен и наши позиции на нем сильны. Но на скорость и сроки достижения конечной цели кризис, конечно, повлиял. Смещение спроса в сторону более дешевой продукции приведет к снижению операционной прибыли. Кроме того, из-за роста курса евро по отношению к рублю срок окупаемости оборудования, ввезенного из Западной Европы, значительно удлиняется. Этот фактор также необходимо учитывать. Во время экономического кризиса подход к вопросам о сроках и объемах инвестиций, о скорости и направлении развития бизнеса должен быть более гибким.
– В каком объеме и во что собираетесь инвестировать в России в текущем году?
– Будем осуществлять инвестиционную программу на недавно приобретенном комбинате «Нева». Объем средств не оглашался, но он не уменьшится по сравнению с запланированным. Проведем реконструкцию действующих мощностей, установим новые линии. Мощность производства возрастет до 50 тонн в сутки. Раньше у предприятия теоретически была аналогичная мощность, но мы говорим о совсем других сортах хлеба высшего качества. Разница между прежней и новой продукцией «Невы», пользуясь английским выражением, будет как между яблоком и апельсином.
– Вы купили и модернизируете «Неву». Значит ли это, что Fazer Group отказалась от мысли построить с нуля крупный завод в Ленинградской области?
– В целом мы уверены, что строительство завода – правильный шаг, у нас уже есть площадка во Всеволожском районе. Но вопросы согласования заняли намного больше времени, чем планировалось. Кроме того, решение о выделении инвестиций сегодня надо принимать взвешенно, оглядываясь на поведение рынка. В нынешней ситуации необходимо также пересмотреть концепцию будущего производства (ранее предполагалось, что оно будет выпускать высококачественные хлебобулочные изделия и быстрозамороженную продукцию). Потому принципиальное решение о начале строительства завода будет принято позднее, чем мы думали. Надеюсь, до конца текущего года.
Поиск в регионах
– Какие позиции вы занимаете на российском рынке сегодня и как планируете развиваться?
– Мы лидируем на рынке Петербурга: здесь продаем почти две трети производимой продукции и занимаем свыше 30% рынка в натуральном выражении. В Петербурге намерены остановиться на достигнутых объемах, развивая дальше качество и сервис. В Москве позиции компании не так сильны, но зато очень хорошая динамика роста – в прошлом году в рейтинге игроков рынка мы поднялись с 7−го на 3−е место. В Москве еще есть потенциал для развития. Но нас все больше интересуют регионы. Уже сейчас за пределами Москвы и Петербурга продается примерно десятая часть продукции, и региональная составляющая в нашем портфеле будет увеличиваться.
– Планируете ли вы приобретать в ближайшее время мощности в российских регионах?
– Мечта такая есть. Но желания недостаточно – необходимо найти партнера, чье видение бизнеса совпадает с нашим. Например, прошлым летом практически была достигнута договоренность с акционерами «Волжского пекаря», но сделка не состоялась, так как выяснилось, что взгляды владельцев комбината на приоритеты инвестирования не совпадают с нашими. Мы открыты для переговоров. Контакты все время налаживаются, но пока о конкретных результатах говорить рано.