Одежный ритейлер Finn Flare, работающий в ценовом сегменте "средний плюс", в этом году начинает продажи своей верхней одежды в Европе. Компания уже предварительно договорилась о сотрудничестве с маркетплейсами Amazon.com, Zalando.com и Asos.com. Пока ни один отечественный ритейлер не представляет свою продукцию в сети для жителей ЕС, нет в Старом Свете и стационарного развития одежных торговых сетей. На отечественном рынке объемы продавцов вещей и обуви падают до 30% год к году.
О том, что одежный ритейлер Finn Flare расширяет рынок сбыта в Европу, "Известиям" рассказал представитель компании Артем Чернышев. Финальные договоренности должны быть оформлены в конце весны. Одежный ритейлер намерен присутствовать в крупнейшем в мире интернет-магазине Amazon.com (выручка за 2015 год — $107 млрд), немецком online-магазине одежды и обуви Zalando.com (почти €2,96 млрд) и британском Asos.com ($1,5 млрд) (вчера не ответили на запросы "Известий"). Отечественный ритейлер готов представить Европе свою коллекцию верхней одежды осень-зима 2016 года. Прежде всего речь идет о широкой линейке курток, ориентированных на температуру до минус 35 градусов, средней стоимостью до 15 тыс. рублей каждая. Как раз сейчас стороны обсуждают, какой объем вещей российский ритейлер представит на зарубежных маркетплейсах: рассматривается выборка из 2 тыс. цветомоделей (например, серая куртка — одна цветомодель).
Finn Flare появилась в России в 1997 году, владелица бизнеса — Ксения Рясова (в 2015 году 26-я в списке Forbes богатейших женщин в России, состояние — $80 млн). Сейчас компания насчитывает в России 89 собственных магазинов, а также 54 развиваются по франшизе. Финансовые результаты ритейлер не раскрывает, уточняет лишь, что выручка в 2015 году выросла на 3%, оборот российского интернет-магазина — на 137%.
Желание выйти в Европу Finn Flare объясняет как возможностью расширить рынок сбыта, так и низким уровнем инвестиций, которые пока не раскрываются. По сути, ритейлеру придется оплатить лишь новую партию верхней одежды для продажи и комиссию за сотрудничество с площадками. Представитель Ассоциации компаний интернет-торговли Александр Логунов говорит, что никто из российских ритейлеров, работающих в Сети, не занимается экспортом товаров за рубеж. Он подчеркивает, что процедура возврата НДС для компаний, которые работают с внешним рынком, достаточно трудоемкая.
— В налоговые органы нужно представить большое количество документов и доказательств, что вы продали товар за границу, — поясняет Логунов. По подсчетам ассоциации, затраты на все эти действия составляют до 1,6 тыс. рублей на одну посылку.
— Пока это делать невыгодно, — резюмирует Логунов.
Нет в Европе и стационарных магазинов отечественных ритейлеров. Недавно стало известно, что Kira Plastinina отказывается от международной экспансии; только "Спортмастер" развивает свои одноименные магазины, а также принадлежащий ему бренд Ostin в Китае.
Владелец Canoe Валерий Туниянц экспортирует головные уборы в Европу и работает по упрощенной системе налогообложения, поэтому не сталкивается с проблемой возмещения НДС. Зато обещает трудности Finn Flare на новом для ритейлера рынке.
— В Европе есть масса компаний с таким же продуктом, поэтому нашей придется повышать уровень качества и помнить о том, что в Старом Свете привыкли иметь большой выбор, — говорит он. Также, думает бизнесмен, одежный ритейлер будет вынужден инвестировать в рекламу, чтобы сделать свой товар узнаваемым. Представитель Finn Flare Артем Чернышев уточняет, что в Европе у компании будут те же самые конкуренты, что и в России, например Massimo Dutti.
Напомним, за девять месяцев 2015 года российский одежный рынок в долларах сократился на 27%, наибольшее проседание наблюдается по сегментам "средний" и "низкий", по данным компании Y-Consulting. Самое сильное угасание наблюдается в масс-маркете — минус 36%. В натуральном выражении рынок просел на 29%. По данным Euromonitor за 2015 год, российский рынок одежды составил почти €30 млрд. Аналогичный европейский рынок за этот период составил €262 млрд, максимальный рост — в Венгрии, плюс 7%, провальный — на Украине, минус 31%.