Федеральная грузовая компания провела пилотный пуск контрейлерных перевозок и, получив подтверждение наличия спроса, планирует запустить полноформатный проект в 2017 году, закупив за два-три года несколько сотен платформ. По оценкам оператора, в 2018 году объем перевозок может достичь 25-30 тыс. вагоноотправок в год. В пилотном проекте поучаствовал ритейлер "Магнит", но, по его наблюдениям, для реализации проекта необходимы серьезные инфраструктурные доработки.
Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД) может запустить полноформатный проект контрейлерных перевозок (перевозки фур на специальных железнодорожных платформах) в 2017 году, сообщил в пятницу в кулуарах конференции "Эффективные инструменты роста" "Ведомостей" гендиректор ФГК Алексей Тайчер. По его словам, компания провела пилотный проект, используя две контрейлерные платформы, и он показал, что спрос на контрейлерные перевозки "есть, и очень большой". По прогнозу ФГК, в 2018 году объем таких перевозок может достичь 25-30 вагоноотправок в год.
Идея запуска контрейлерных перевозок в России обсуждалась и ранее, в 2015 году, ОАО РЖД в сотрудничестве с автоперевозчиком Globaltruck, подконтрольным совладельцу Globaltrans Александру Елисееву, собиралось запустить такой проект. По словам Алексея Тайчера, компании продолжают обсуждение проекта.
Пока проекту мешают технические сложности. В этом году ФГК планировала закупить 52 контрейлерные платформы, сформировать маршрут и запустить его в эксплуатацию. Но, рассказал господин Тайчер, старт проекта "сдерживает машиностроение": сроки переносятся из-за проблем с поставками комплектующих между двумя предприятиями. Сейчас компания ведет работу с вагоностроителями о дополнительной сертификации, чтобы не зависеть от одного конкретного поставщика, говорит он, в течение двух-трех лет ФГК может закупить несколько сотен таких платформ. По его словам, новый подвижной состав появится не раньше лета 2017 года.
Как заявил господин Тайчер, интерес к проекту уже проявила компания "Магнит" Сергея Галицкого. Финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан сообщил "Коммерсанту", что в рамках пилотного проекта компания получила "достаточно оптимистичные результаты", но для запуска более масштабного сотрудничества или коммерческого использования требуются "серьезные инфраструктурные доработки с обеих сторон, чем мы на сегодняшний день и занимаемся".
В Европе движение фур на контрейлерных платформах выгодно с точки зрения соблюдения безопасности труда, рассказывает один из крупных заказчиков автотранспорта: водитель, отработав дневную норму, доезжает до вокзала, фура грузится на платформу и едет железной дорогой, пока водитель отдыхает. Так фура движется медленнее, чем по автотрассе, но в любом случае не простаивает. Однако в России пока эту схему построить не получается: препятствуют нехватка или несвоевременная подача платформ, опоздание самих фур, необеспеченность техникой для их погрузки-разгрузки.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что интерес к развитию контрейлерных перевозок повышается с момента введения системы взимания платы за проезд по федеральным дорогам для большегрузов "Платон" и в связи с планируемым в 2017 году повышением тарифов. Эксперт подчеркивает, что наибольшую экономическую эффективность имеют несопровождаемые контрейлерные перевозки, когда на платформу загружают не всю машину целиком, а только полуприцеп. Он подчеркивает, что контрейлерные перевозки экономически эффективны только при движении поездов по расписанию, так как для клиентов, работающих на рынке автоперевозок, важно соблюдать жесткие требования по срокам.