Сеть подмосковных рынков "Фермер Подмосковья" будут развивать без участия крупных торговых сетей, теперь инвесторов планируется найти среди фермерских кооперативов. Но у последних сейчас нет средств на серьезные инвестиции в инфраструктуру, считают эксперты.
О том, что проект развития сети крытых рынков "Фермер Подмосковья" скорректирован, "Коммерсанту" рассказали в пресс-службе министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Год назад участие в проекте обсуждалось с федеральными ритейлерами, в частности с группой компаний "Дикси", теперь такое партнерство не предусмотрено. В качестве одного из вариантов рассматривалась схема, при которой ритейлер мог предоставлять площадки фермерам в субаренду. Директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина сообщила, что компания не получила достаточной детализации проекта для принятия решения, отметив, что группа открыта для нового партнерства. Единственными инициаторами проекта теперь заявлены фермерские кооперативы, которые могут финансировать строительство рынков за счет собственных либо заемных средств, добавили в министерстве.
Сеть "Фермер Подмосковья", где должна продаваться продукция, произведенная исключительно в Московской области, будет включать 47 павильонов площадью от 800 до 1,4 тыс. кв. м. В будущем, не исключали областные чиновники, "Фермер Подмосковья" может появиться и в Москве, где часть рынков переводится под строительство ТПУ, сообщал ранее m24.ru. Открытие таких рынков в Подмосковье планируется в течение трех лет. В каждом павильоне будет создано 60 торговых мест, половину из которых займут местные фермеры, остальные отойдут сельхозпредприятиям. Инвестиции в строительство одного рынка оцениваются в 30-40 млн руб. Объемы поставок, арендные ставки, форма одежды продавцов и требования к упаковке товара оговариваются в соглашениях между инвесторами и фермерами, добавляют в областном Минсельхозе. Министр сельского хозяйства и продовольствия области Дмитрий Степаненко говорит, что уже подобраны участки под рынки в Балашихе, Реутове, Королеве, Домодедово, Электростали и Подольске. Консультант Jos De Vries The Retail Company Ирина Болотова считает эти города перспективными на ближайшие пять лет, однако, предупреждает она, большинство хороших участков в них уже занято.
Господин Степаненко подчеркивает, что участие в проекте фермерам выгодно благодаря исключению посредника в виде управляющего сети. Так, потенциальную долю в выручке крестьян в структуре потребительской цены на рынках "Фермер Подмосковья" в Минсельхозе оценивают в 60% против 30% при работе в традиционных сетях. Продукты при этом должны продаваться по ценам на 15% ниже среднерыночных.
Ценовое ограничение — еще один недостаток проекта, указывает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, в нормальной ситуации фермерские продукты стоят на 20-25% дороже массового сегмента. Он не удивлен, что проект в текущем виде не заинтересовал крупных игроков. К недостаткам формата господин Бурмистров относит небольшую для фермерского рынка площадь и возможные проблемы с собираемостью арендных площадей у фермеров. Президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников говорит, что чаще всего фермеры все равно отстранены от управления подобными объектами. Тогда посредником выступают уже кооперативы. "Подобные фермерские рынки будут успешны, только если они будут полностью принадлежать производителям",— подчеркивает он. Сами фермеры сейчас не готовы к значительным инвестициям в инфраструктуру, уверен господин Бурмистров.