Увеличение доли ресторанов и кафе в торговых центрах становится новым глобальным трендом. Заведения общепита в среднем занимают 15% арендуемой площади ТЦ в Европе и входят в число ключевых арендаторов. В российской практике пока мало примеров, когда ресторанная зона становится точкой целевого притяжения в ТЦ, но все же отдельные объекты воплощают в жизнь мировые тренды, говорится в исследовании JLL.

"За последние пять лет предложение на рынке качественных торговых центров в России удвоилось и превысило 20 млн кв. м  – только за 2015 г. было введено 1,9 млн качественных торговых площадей, и аналогичный объем ожидается в текущем году. Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре", — отмечает аналитик рынка торговых площадей JLL Мария Шпакова.

"Рынок качественных торговых центров Москвы насчитывает 104 объекта общей площадью 4,94 млн кв. м, что превышает показатели большинства европейских столиц, Санкт-Петербурга – 58 объектов (2,2 млн кв. м). По оценке компании JLL, в Москве заведения общественного питания занимают около 4% арендуемой площади ТЦ, при этом в ряде объектов доля F&B (Food and Beverage, еда и напитки — Прим. ред.) значительно превышает средний рыночный показатель и соответствует европейскому индикатору. На рынке торговых центров Санкт-Петербурга средняя доля ресторанов и кафе немного выше, чем в Москве, и составляет 5%, что в том числе связано с меньшим количеством крупных объектов", — указывают аналитики JLL.

Лидерами по доле площадей, занятых заведениями общественного питания, в столице являются торговые центры "Европейский" (15,4%), "АФИмолл Сити" (10,9%), "Атриум" (10,7%) и "Охотный Ряд" (10,3%). По количеству ресторанных первые места занимают "Европейский" (67 концепций), "Авиапарк" (60) и "АФИмолл Сити" (51).

В Санкт-Петербурге наиболее насыщенным ресторанными площадями торговым центром являются "Невский Центр" (12,5%), "Галерея" (9,5%) и "Гранд Каньон" (7,7%), а по количеству помещений ресторанов и кафе лидируют "Галерея" (34 концепции), "Лето" (31), "Гранд Каньон" (28) и "Питер Радуга" (27).

"Залогом успеха является не только объем предложения в сегменте F&B, но и его разнообразие. Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей", — заявляет начальник отдела аренды торговых центров компании JLL Татьяна Мальянова.

Доля предложения категории фастфуд в торговых центрах двух столиц составляет около 30% в общем объеме площадей, занимаемых F&B. Показатели в других категориях различаются: доля ресторанов с обслуживанием в торговых объектах Москвы и Санкт-Петербурга значительно превышает европейский уровень и составляет более 50% против 35%. Категория кафе, наоборот, не насыщена по сравнению со странами Европы: в Санкт-Петербурге доля таких заведений в составе F&B арендаторов торговых центров составляет 15%, а в Москве — лишь 10%. Значительное преобладание одной категории над другими указывает на  ограниченность разнообразия предложения.

"В большинстве российских торговых центров зона F&B по-прежнему представлена стандартным предложением, которое нельзя назвать "якорем" и центром притяжения. При этом на рынке появляются примеры грамотно организованных, интересных концепций, выделяющихся за счет современного дизайна и нестандартного набора операторов. Например, в Москве этим отличаются некоторые новые торговые центры и давно присутствующие на рынке объекты, в которых проводится реконцепция ресторанных зон. Таким образом, российские объекты следуют общемировым тенденциям в части развития F&B: мы наблюдаем рост этого сегмента в ТЦ в части как объема занимаемых площадей, так и разнообразия предложения. Мы также видим, что доля кафе и ресторанов в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в среднем по рынку. Создание уникального пространства, способного привлекать посетителей, положительно влияет на товаробороты арендаторов, ставки аренды и капитализацию объекта. Таким образом, продуманный подбор F&B концепций повышает привлекательность торгового центра и делает его более конкурентоспособным на современном рынке", — заключает Мария Шпакова.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments