Законопроект о запрете "рекламы фаст-фуда", разработанный депутатом-единороссом Василием Шестаковым и вызвавший серьезные опасения у участников рынка, в минувшую субботу был направлен в профильные комитеты для рассмотрения. Пока чиновники раздумывают над целесообразностью запрета рекламы шоколада, газировки и снеков, эксперты предрекают падение целых направлений продуктового производства и усиление кризиса в рекламной отрасли.
Напомним, законопроект №832800-6 предполагает существенное ограничение рекламы продуктов с высоким содержанием соли, сахара или жиров. К числу таковых его автор, депутат Госдумы от "Единой России" Василий Шестаков, отнес снеки, газированные напитки с добавлением сахара или красителей, первые и вторые блюда на основе пищевых концентратов быстрого приготовления, жареные во фритюре полуфабрикаты, а также шоколад и другие готовые кондитерские продукты.
Предполагается, что реклама вредных продуктов будет запрещена на ТВ и радио с 7 до 22 часов и полностью запрещена в теле-, радиопередачах и печатных СМИ для несовершеннолетних. Также нельзя будет размещать рекламу подобных продуктов в образовательных, детских оздоровительных заведениях, или поблизости от них. Полностью запрещаются акции с раздачей образцов продукции, в том числе в местах продаж.
Данный законопроект, в случае принятия его Госдумой, нанесет существенный ущерб как потребителям, так и бизнесу, считают эксперты и представители рынков фаст-фуда и кондитерских изделий. Точно попадающая под запрет категория "снеки", согласно данным TNS Russia, составляет около 0,5% от всего объема рекламного рынка (без учета BTL). Гораздо большую долю занимает категория "безалкогольные напитки": без учета соков они занимают почти 4,1% от рынка. Вместе с лапшой и полуфабрикатами, а также настоящим "фаст-фудом" объем возможных потерь рекламной отрасли оценивается миллиардами рублей в год.
Первая реакция на законопроект от компаний-производителей, которые могут пострадать из-за принятия одиозных запретов в закон о рекламе, не заставила себя долго ждать. Кондитеры уже объявили тревогу и при помощи Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) решили уведомить чиновников и широкую общественность о предстоящей "смерти" рынка, так как запреты вводятся на падающем рынке, при низком уровне потребления среди населения.
"Рекламный рынок и так сейчас столкнулся с сокращением бюджетов крупных рекламодателей, запрет на рекламу кондитерских изделий нанесет ему только новый значительный ущерб. В 2014 году предприятия кондитерской отрасли потратили около 205 млн долларов только на телевизионную рекламу. При этом по итогам первого квартала 2015 года производители уже снизили соответствующие затраты оценочно на 2 — 4% в зависимости от сегмента", — говорится в обращении Центра.
Между тем, законопроект г-на Шестакова, которого СМИ называют личным другом президента РФ Владимира Путина, продолжает продвигаться по инстанциям нижней палаты парламента. В минувшую субботу он поступил для оценки в Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Теперь остается дождаться реакции думских экспертов, однако критики в адрес данных поправок со стороны парламентариев и чиновников пока не слышно.
Напомним, что попытка запретить рекламировать вредные товары и тем самым оздоровить нацию не впервые приходит в голову к российским чиновникам. Еще в начале прошлого года депутат от ЛДПР Роман Худяков предлагал запретить рекламировать "вредную пищу" наряду с предметами интимной гигиены и товарами, связанными с секс-индустрией. Тогда точку зрения депутата горячо поддержал коллега парламентария из комитета Госдумы по охране здоровья, депутат от КПРФ Александр Кравец, однако закон не прошел и первого чтения.