Федеральная антимонопольная служба начала наступление на продавцов косметики в аптеках. По мнению чиновников, в некоторых аптечных сетях доля товаров, которые не являются лекарствами, превышает 70%. Первой компанией, которая подчинилась требованиям ФАС, стала L`Oreal. Теперь продавать товары под марками Vichy и La Roche Posay фирма будет как косметику, а не под видом лекарственных средств.
Как сообщает пресс-служба ФАС, управление по борьбе с картелями в процессе проверки компаний, работающих на рынке парфюмерно-косметических средств, выявило, что в договорах поставки продукции L`Oreal под товарными знаками Vichy и La Roche Posay содержались условия, в соответствии с которыми продаваться эти товары могли только в специализированных помещениях аптек при участии консультанта, владеющего профессиональными знаниями в области дерматологии.
«В соответствии с действующим законодательством аптечные учреждения в России предназначены для продажи лекарственных средств, — подчеркивает начальник управления по борьбе с картелями ФАС Александр Кинев. — Товары фирмы L`Oreal, о которых идет речь, — это парфюмерно-косметические товары, и к лекарственным средствам они не относятся. Является ли их продажа в аптеках введением покупателей в заблуждение — это отдельный вопрос, который мы не рассматривали. Мы посчитали, что данные положения договоров могли привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, необоснованно вводя для желающих заниматься реализацией этих товаров условие наличия аптечного учреждения и соответствующего квалифицированного специалиста».
При проведении расследования в отношении компании L`Oreal ФАС взаимодействовала с французским национальным органом по защите конкуренции и активно использовала представленную им информацию. В 1990−2000−х годах аналогичные обстоятельства не раз становились предметом разбирательств между антимонопольным органом Франции и предприятиями группы лиц L`Oreal.
«Проблема не ограничивается только торговыми марками Vichy и La Roche Posay, — уточняет Кинев. — По нашим данным, в некоторых аптечных сетях доля товаров, которые не являются лекарствами, превышает 70%. Некоторые производители пользуются тем, что у населения уровень доверия к товарам, которые продаются в аптеках, выше. Свой интерес от этого имеют и аптечные сети. Мы продолжим заниматься этим вопросом».
В результате действий ФАС компания L`Oreal исключила из договоров на поставку товаров под товарными знаками Vichy и La Roche Posay положения, противоречащие российскому антимонопольному законодательству, и перезаключает договоры со своими клиентами.
Хитрые аптеки
За последнее время это не первые претензии властей к аптечным сетям. Так, на прошлой неделе Росздравнадзор объявил о намерении обуздать цены на лекарства. Как выяснили чиновники, в завышении виноваты аптеки и оптовики. Росздравнадзор теперь собирается разработать систему мониторинга стоимости медикаментов.
В ходе проверки Росздравнадзора установлено, что цена зарегистрирована всего на 62% препаратов: по международному непатентованному названию — на 44%, а по упаковке —на 6,6%. Впервые за последние годы в этом году рост цен на лекарственные средства превысил темпы роста инфляции. «Цены на лекарственные препараты в долларовом эквиваленте падали, а в рублях росли. За девять месяцев 2008 года цены в рублях выросли на 3,6%. Пик роста цен зафиксирован в первом квартале 2009 года», — сообщает Росздравнадзор.
Аптечные сети сейчас страдают из-за финансового кризиса. Так, компания «36.6», управляющая более чем 1 тыс. аптек в 29 регионах, ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов и меняет корпоративную структуру.
По итогам первого квартала 2009 года общая долговая нагрузка «36.6» достигла $141,2 млн. Компании предстоит погашение облигаций на 1,9 млрд руб. до 30 июня.