Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочла избыточным барьером в торговле табачными изделиями предлагаемую Минздравом норму об унифицированной пачке для сигарет. Подобное предложение ведомство изложило в проекте антитабачной концепции, которая проходит межведомственное согласование. Эксперты считают, что стандартная для всех участников рынка пачка сигарет позволит снизить привлекательность курения.
Свою позицию относительно стандартизации сигаретных пачек ФАС высказала в письме в Минздрав от 20 февраля (копия есть у "Известий"), документ подписан врио главы службы Алексеем Доценко.
— Предложение о дополнительной маркировке в совокупности с предложением о стандартизированной упаковке может привести к установлению избыточных барьеров, существенно осложнит доступ на рынок добросовестных новых хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, может сказаться на состоянии конкуренции на рынке реализации табачных изделий, — считают в ФАС.
Из проекта "Концепции осуществления госполитики противодействия потребления табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу" Минздрава следует, что потребительская упаковка табачной продукции является важным элементом рекламы и стимулирования продажи и потребления табака.
— Упаковка и характеристики изделия используются различными способами для привлечения внимания потребителей с помощью логотипов, цветов, шрифтов, рисунков, форм и материалов на пачках и в составе пачек сигарет, на отдельных сигаретах или других табачных изделиях, — сказано в документе.
Минздрав предложил ввести стандартизированную потребительскую упаковку для табачных изделий. То есть пачку стандартного цвета, на который не размещаются товарные знаки, цвета товарных знаков или реклама и информация, стимулирующая продажу и потребление табака. Исключения предлагаются для наименования табачной продукции и вида изделия, изображенных установленным цветом и шрифтом.
В письме ФАС указано, что служба провела в конце января экспертный совет по развитию конкуренции на рынке табачной продукции, после чего подготовила ряд предложений и замечаний по доработке проекта антитабачной концепции. Одно из них касается введения унифицированной "простой" упаковки табачных изделий, внедрение которой приведет к невозможности использования товарных знаков, торговых марок, логотипов и т.д. В условиях полного запрета стимулирования и рекламы табачной продукции "это означает тотальную невозможность как прямого, так и опосредованного взаимодействия с потребителем".
Плюс к этому единая упаковка будет выступать фактором, облегчающим недобросовестную конкуренцию посредством подделки и фальсификации табачной продукции — стандартная упаковка сильно сократит возможности различия оригинальной и контрафактной продукции за счет уникальных признаков и особенностей дизайна, присущих только легальным товарам, произведенным на современном оборудовании в фабричных условиях, подчеркивается в письме ФАС.
— В России установлен полный запрет любых форм рекламы и выкладки табачных изделий, обращенных к неопределенному кругу лиц. В таких условиях любые формы маркетинга возможны лишь в отношении лиц, уже являющихся потребителями табачной продукции, главным образом в контексте реализации ими намерения приобрести ту или иную табачную продукцию в торговом объекте, — отметил гендиректор "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Сергей Слипченко в письме к Алексею Доценко от 2 февраля. — Товарные знаки на упаковке товара в таких условиях лишь являются одним из отличительных признаков, позволяющих потребителю отличить один продукт от другого и, соответственно, элементом конкуренции между табачными компаниями.
Предложение по введению обезличенной пачки представляется радикальной и неэффективной мерой, что, в частности, подтверждает опыт Австралии, сказал вице-президент JTI по корпоративным вопросам и коммуникациям в России Сергей Киселев. Он привел данные Австралийского бюро статистики, по которым с момента введения безликой пачки в декабре 2012 года темпы снижения уровня распространенности курения не изменились. При этом единственным доказанным следствием введения данной меры стало доминирование цены над качеством табачной продукции, отметили в JTI.
— Обезличенная упаковка снижает маркетинговый эффект смертельно опасного продукта, коим являются сигареты, — уверен предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
По его словам, Австралия, Великобритания, Франция и Венгрия успешно используют подобный инструмент, и после его применения "в обществе падает привлекательность курения".
— Сейчас продажи табачных изделий происходят при закрытой витрине, потребитель не имеет возможности увидеть и изучить упаковку и делает выбор, называя марку или изучив перечень названий, — заявил представитель сети "Дикси".
Значительного снижения продаж в случае введения стандартизированной упаковке федеральная сеть не ожидает.
В Минздраве от комментариев воздержались.