УФАС по Петербургу выявила на рынке розничной торговли в городе признаки коллективного доминирования. Как сообщил начальник управления Вадим Владимиров, три торговые сети — Х5, Лента и О’Кей — занимают в сумме 55% рынка. Пока, по словам эксперта, такое положение дел не противоречит закону, однако если покупатели или поставщики пожалуются в управление на деятельность ритейлеров, ФАС будет принимать меры.

Надо отметить, что производители несколько недель назад уже решили вынести на публичное обсуждение сложности в работе с сетями, правда, пока без привлечения ФАС. Так, в середине лета поставщики создали комиссию, которая потребовала от "Ашана", "О’кей" и "Ленты" не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов — этот бонус доходил до 3% выручки.

С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как "Эфко", "Юнилевер", "Нэфис"). Она подтверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ритейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях. Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети — 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку. Оформляются такие услуги как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.

В свою очередь, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице-президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ритейлеры отказываются от сложных неэластичных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.

Снижение цены для многих производителей, как уверяют эксперты, может оказаться смертельным шагом. За последние два года только в Ленобласти обанкротились несколько молочных и мясных ферм. Замдиректора "Пискаревского молочного комбината" Георгий Житмарев подтверждает, что главной причиной закрытия молочных предприятий Ленобласти могла стать политика крупных торговых сетей. В последние годы "Пятерочка", "Дикси" и другие известные ритейлеры начали захват Ленинградской области. В итоге маленькие магазины оказались не у дел. Мелкие поставщики, чья продукция занимала полки этих продмагов, теперь оказались вынуждены ориентироваться на крупных ритейлеров. Но для того чтобы заключить договор с ритейлером и попасть на полку в крупном магазине, завод должен гарантировать большие объемы продукции и стабильность в поставках, а это под силу далеко не всем молочным заводам и комбинатам. Кроме того, у многих молочных хозяйств не было выстроенной эффективной системы дистрибьюции, и довести продукт до полок им мешали жесткие закупочные условия. По этой причине многим предприятиям пришлось закрыться.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments