Реклама табака в России сохранится после 1 июня 2013 года. Об этом говорится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о продвижении сигарет после вступления в силу антитабачного закона.
Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был подписан в феврале этого года. Основная часть его положений, в том числе запрет на рекламу сигарет, вступают в силу 1 июня. Но ФАС в своем разъяснении сообщила, что и после этой даты требования к продвижению табака останутся прежними.
«После вступления с 1 июня 2013 года в силу закона о табаке нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую», — отмечается в документе антимонопольной службы. Однако уже существующие ограничения должны соблюдаться.
Сегодня, согласно закону «О рекламе», продвижение сигарет и сопутствующих товаров запрещено на телевидении и радио, на первой и последней полосах газет и обложках журналов, во всех видах общественного транспорта, на уличных рекламных конструкциях (в том числе на крышах и стенах домов), в детских печатных изданиях и аудиовизуальных программах, а также в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий. Кроме этого, реклама табака всегда должна содержать предупреждение о вреде курения (не менее 10% рекламной площади).
В ФАС объясняют, что в антитабачном законе запрет на рекламу сигарет установлен со ссылкой на рекламное законодательство, поэтому для оценки рекламы табака должны применяться нормы закона «О рекламе».
— В антитабачном законе содержится отсылочная норма к закону «О рекламе», — объясняет позицию ведомства замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. — На данный момент в законе «О рекламе» нет полного запрета. Такой запрет планируется в законопроекте, принятом в первом чтении Госдумой. Когда будет изменен рекламный закон и в законе «О рекламе» появится соответствующий запрет, мы сможем применять санкции, станем понимать, какая административная ответственность предусмотрена за нарушение данной статьи закона. Потому что за нарушение антитабачного закона также ответственность еще не установлена.
Необходимые для этого поправки уже прошли в Госдуме первое чтение. Изменения в рекламное законодательство, внесенные в феврале вице-спикером Сергеем Железняком, председателем комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым и его первым замом Николаем Герасименко, предусматривают дополнение списка «товаров, реклама которых не допускается» (статья 7 закона «О рекламе») рекламой «табака, табачных изделий и курительных принадлежностей». Так, сигареты в рекламных правах приравняют к наркотикам, взрывчатым веществам и органам или тканям человека, представленным в качестве объектов купли-продажи.
А за нарушение этого запрета депутаты предлагают ввести административный штраф: для должностных лиц от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, для юридических — от 100 тыс. до 500 тыс. с конфискацией рекламной продукции либо приостановление деятельности до 90 суток. По прогнозам Сергея Калашникова, Дума и Совет Федерации должны принять указанные поправки до 1 июня. Разъяснения ФАС он назвал «неадекватными».
— Это совершенно неадекватная реакция, — считает депутат. — Внесенный нами законопроект в первую очередь предполагает введение конкретных штрафов, а сам запрет прописан в законе об ограничении курения табака. Он вступает в силу 1 июня, тогда же должен заработать и запрет на рекламу сигарет. Другое дело, что пока нет штрафов за нарушение этого закона, то есть нет наказания. Но у ФАС достаточно много инструментов борьбы с незаконной рекламой и без штрафов — например, снятие рекламы, предупреждения. Разъяснения ФАС необходимо опротестовать.
Несмотря на недовольство Госдумы разъяснениями ФАС, бизнес намерен следовать именно им.
— Мы ознакомились с разъяснением Федеральной антимонопольной службы по поводу сроков вступления в силу запрета на рекламу табачной продукции и намерены ему следовать, — сообщил «Известиям» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
В компании «Империал Тобакко Россия-Белоруссия» отмечают, что в антитабачном законе содержится конкретный список запрещенных при продвижении табака действий. Эта норма и должна заработать с 1 июня 2013 года, подчеркнул директор по корпоративным вопросам компании Карл-Хайнц Фельберг.
Согласно антитабачному закону, c 1 июня запрещается (статья 16 закона) реклама и стимулирование табака, скидки, купоны и талоны на сигареты, использование табачных брендов для других видов товаров, а также имитация табачных изделий, проведение конкурсов, для участия в которых необходимо покупать сигареты. Кроме этого, запрещается спонсорство табачных компаний и демонстрация процесса курения во вновь создаваемых и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях. Для остальных произведений использование сцен курения допускается по задумке автора. Плюс к этому с 1 июня 2014 года при демонстрации телепрограмм и видеофильмов, содержащих сцены курения, вещатель должен крутить социальную рекламу о вреде табака перед началом этих передач или непосредственно во время демонстрации.
По данным TNS Россия, за I квартал этого года реклама табака заняла более 2,4% от общей площади рекламы в прессе.