Поставщики и производители продуктов питания смотрят в 2010 год с осторожным оптимизмом. Новый год принес им федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», способный повысить прозрачность взаимоотношений с основным каналом сбыта продукции – сетевой розницей. Второй позитивной новостью стала тенденция к снижению процентных ставок в коммерческих банках, в частности предлагающих услуги факторинга. По оценкам участников рынка факторинга, в 2010 году число российских и иностранных поставщиков продуктов питания, использующих факторинг в цепочке поставок, может удвоиться.
Факторинг исторически тесно связан с торговлей. Первая в мире факторинговая организация, House of Factors, созданная в Великобритании три века назад, финансировала торговцев сукном, поставлявших свои товары с отсрочкой платежа. Сегодня в России на долю торговли приходится до 80% оборота по факторингу. Подавляющее большинство (76%) наших клиентов – оптовики.
Как это работает?
Схема факторинга проста. Продавец предоставляет банку-фактору договор купли-продажи, сведения о контрагенте и подписанное покупателем уведомление об уступке права требования. В момент осуществления поставки товаров продавец передает банку отгрузочные документы, а фактор выплачивает ему финансирование в размере до 90% от суммы поставки. Покупатель по истечении оговоренного срока перечисляет банку сумму по поставкам, которая, за вычетом комиссии и ранее предоставленного финансирования, переводится клиенту.
Факторинг — альтернатива дорогим и труднодоступным кредитам-овердрафтам и одновременно эффективный инструмент управления оборотными средствами в торгово-закупочной деятельности. В отличие от кредита, факторинг не требует залогового обеспечения, не имеет ограничений по размеру финансирования и не зависит от объемов уже полученных предприятием ссуд.
Кроме того, важным преимуществом факторинга для поставщиков является и то, что банк в рамках услуги по административному управлению дебиторской задолженностью берет на себя трудоемкую работу, связанную со сбором платежей и контролем платежной дисциплины покупателей. То есть выступает на стороне поставщика в случае, если покупатель задерживает оплату товара по истечении периода отсрочки.
Факторинг – это механизм предотвращения кассовых разрывов, ускорения инкассации выручки, увеличения торгового и финансового оборотов.
Факторинг не применим для разовых сделок, значит поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочному или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более). Поставки должны осуществляться регулярно, с оплатой по безналичному расчету и на условии отсрочки платежа. Отсрочка не должна превышать 120 дней, в идеале – до 60 дней.
Статистика рынка
На начало 2010 года, по данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в России предлагает факторинг не более 20 банков и специализированных компаний. По итогам 2009 года оборот российского рынка факторинга по сравнению с 2008 годом может сократиться на 23% до 12,4 млрд евро. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» за 1 полугодие 2009 года, ключевые игроки российского факторинга: Промсвязьбанк (1-е место, оборот 53,2 млрд руб. или 31,3% рынка), Банк НФК (2-е место, 17,8 млрд руб.), Банк Петрокоммерц (3-е место, 15,8 млрд руб.), Транскредитфакторинг (4-е место, 9,2 млрд руб.), Металлинвестбанк (5-е место, 8,5 млрд руб.). Лидерство Промсвязьбанка на рынке факторинга обусловлено ростом объема операций с ключевыми клиентами, повышением интенсивности продвижения услуг, а также расширением клиентской базы. В 1-м полугодии 2009 года Промсвязьбанком было заключено более 250 договоров с новыми клиентами, обработано около 330 000 поставок в адрес более чем 2 000 дебиторов. В ряде регионов России Промсвязьбанк – единственная кредитная организация, предоставляющая факторинговое обслуживание с финансированием.
Перспективы в 2010 году
Одной из главных тенденций IV квартала 2009 года стало снижение тарифов на факторинг в результате уменьшения стоимости фондирования для банков. Этому способствовало снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ до 8,75%. В ряде банков появились предложения факторинга по «докризисным» тарифам – 14-16%. Однако, проведенные методом mystery-shopping исследования показали, что эффективная ставка по факторингу в данных банках не опускается ниже 20% годовых. В отличие от демпинга прошлого года, в 2010 году наиболее вероятно реальное, а не номинальное снижение факторинговых тарифов — в первую очередь для поставщиков продуктов питания.
Трендом 2010 года станет использование факторинга производителями продуктов питания под частными марками торговых сетей (private label). Именно для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности при производстве private label продукции для торговых сетей проблемы нехватки оборотных средств, кассовых разрывов из-за отсрочек платежа при одновременном резком увеличении объемов выпуска становятся критичными, и снимаются на 100% только факторингом. На сегодняшний день такое предложение факторинга для производителей private label продуктов для торговых сетей действует в Промсвязьбанке.
Третьим трендом года станет рост использования международного факторинга российскими импортерами и экспортерами. Использование международного факторинга позволяет предоставлять отсрочку платежа иностранным покупателям, получающим экспортные товары. Для этого применяется двухфакторная модель международной сети Factors Chain International, объединяющая 274 банка и факторинговых компании из 66 стран мира. Российская компания-поставщик, заключив договор факторинга с российским банком, при осуществлении экспортных поставок получает важное конкурентное преимущество перед фирмами, осуществляющими поставки по предоплате. Иностранная компания-покупатель получает от вас лучшее предложение, а факторинговая компания, находящаяся в стране покупателя, гарантирует возврат валютной выручки. При импорте продуктов питания действует тот же принцип – российский банк гарантирует зарубежному поставщику оплату поставки российским покупателем.