Еврокомиссия опубликовала ряд документов, посвященных созданию на территории ЕС Единого цифрового рынка. Инициатива подразумевает изменения в сфере интернет-торговли и в телекоммуникационной среде. Одним из первых шагов на пути реализации масштабного проекта реформ стало начало антимонопольного расследования в отношении онлайн-магазинов.
6 мая на сайте Еврокомиссии были опубликованы сразу несколько документов, посвященных комплексной программе реформ для создания Единого цифрового рынка ЕС. Комиссары разработали и представили 16 инициатив, которые делятся на три основных блока и затрагивают сферы интернет-торговли и телекоммуникаций.
Главная цель проекта — создание единых правил игры для всех 28 стран, что в будущем при идеальных условиях может принести экономике Евросоюза дополнительные €415 млрд ежегодного дохода. "Сегодня мы закладываем основу для цифрового будущего Европы,— приводятся в сообщении ЕК слова ее президента Жан-Клода Юнкера.— Я хочу видеть панъевропейские телекоммуникационные сети, международные цифровые сервисы и новую волну европейских инновационных стартапов. Я хочу, чтобы каждый потребитель получал лучшее на лучших условиях, а каждый бизнес мог охватывать как можно больший рынок вне зависимости от того, где они находятся".
Первый пакет мер ориентирован на реформирование интернет-торговли на территории всего ЕС. Еврокомиссия хочет сделать трансграничную онлайн-торговлю проще и доступнее. В частности, среди предлагаемых нововведений числятся установление единых европейских правил заключения контрактов, единых норм прав потребителей и, самое важное, запрет на блокировку доступа пользователей онлайн-магазинов к тому или иному сайту на основании его местонахождения. Сейчас подобное явление крайне распространено среди продавцов, которые предпочитают, исходя из своих коммерческих интересов, либо ограничивать доступ к своим сайтам пользователям из определенных стран, либо перенаправлять их на локальную версию сайта с другими ценами. Подобный подход компаний означает, что покупатель из одной страны вынужден платить за тот же товар больше, чем житель другой.
Чтобы тщательнее разобраться в ситуации на рынке онлайн-торговли, Еврокомиссия заявила о начале антимонопольного расследования. "Европейские граждане встречают на своем пути слишком много преград, пытаясь приобрести через интернет какой-либо товар или услугу, предоставляемые в другой стране,— заявила европейский комиссар по вопросам конкурентной политики Маргрет Вестагер.— Некоторые из этих преград создают сами компании. Моя цель — с помощью данного расследования в рамках всего сектора выяснить, насколько распространенными являются эти преграды и как они влияют на честную конкуренцию и на потребителей. И если окажется, что они нарушают правила честной конкуренции, мы без колебаний прибегнем к принудительным мерам в рамках существующего европейского антимонопольного законодательства".
Сейчас, по данным ЕК, рынок онлайн-торговли ЕС сформирован в основном за счет европейских национальных сервисов, занимающих долю в 42%, и американских корпораций, на чью долю приходится 54% рынка. Некоторые аналитики расценивают новую инициативу Еврокомиссии как очередной шаг по борьбе с доминированием в Европе американских интернет-корпораций. В торговой сфере среди них выделяется Amazon, который также подпадает под новое расследование. Но пока сам крупнейший онлайн-магазин в мире, как сообщает The Wall Street Journal, отнесся к идее и планам ЕК довольно позитивно, отметив, что компания давно приветствует шаги по стимулированию трансграничной торговли в интернете. Более того, в прошлом году, по данным Amazon, его продавцы, базирующиеся в Европе, заработали на трансграничной торговле более €2,8 млрд. Новые же правила должны только увеличить эту цифру.
Второй блок предложений Еврокомиссии сосредоточен на телекоммуникационной сфере. Как уже сообщал “Ъ”, в рамках данного пакета мер ЕК хочет установить единые правила для всех телекоммуникационных компаний — как традиционных, так и новых сервисов, среди которых есть и такие, как WhatsApp и Skype. Кроме того, европейские комиссары хотят проанализировать роль онлайн-платформ на рынке. Здесь речь идет о поисковых сервисах, социальных сетях, магазинах мобильных приложений и т. д.
В первую очередь предполагается изучение прозрачности механизмов поисковиков, ценовой политики различных онлайн-сервисов, вопроса использования персональных данных, которые попадают в распоряжение таких компаний. И в данном контексте чаще других эксперты упоминают американские корпорации Google и Facebook. Первую Еврокомиссия подозревает в нарушении антимонопольного законодательства путем продвижения в результатах поискового сервиса собственного бизнеса. В ноябре прошлого года Европарламент даже принял рекомендательную резолюцию, предписывающую разделение Google на два актива: непосредственно поисковик и прочую коммерческую деятельность. А в Нидерландах компании грозили штрафом за неподобающее хранение данных. Обращение и хранение персональных данных крупнейшей в мире социальной сетью также вызывали нарекания со стороны европейских властей. Претензии к Facebook предъявляли, к примеру, все те же Нидерланды, а также Испания.
Последний, третий пакет мер сосредоточен на гарантировании свободного обмена информацией и цифровыми данными на территории всего Евросоюза. Реализация программы Единого цифрового рынка займет несколько лет. Сначала Еврокомиссии будет необходимо превратить все свои планы в конкретные законодательные предложения, которые уже будут обсуждать национальные правительства и Европейский парламент. А окончательный доклад по результатам расследования на рынке онлайн-торговли будет готов и опубликован в конце 2017 года.