В то время как правительства в Европе сокращают госбюджеты, чтобы справиться с долговым кризисом, жители многих стран региона также затягивают пояса, выбирая магазины с более низкими ценами и ища выгодные покупки в Интернете.
Европейцы становится более бережливыми, ситуация в экономике сказывается на потребительских привычках, пишет The Wall Street Journal. Во Франции потребительские расходы во втором квартале сократились на 0,2% по сравнению с январем-мартом. В июле, согласно данным Еврокомиссии, индекс потребительского доверия в еврозоне опустился до минимума с 2009 года. По прогнозу Euromonitor International, по итогам 2012 года потребительские расходы в Западной Европе сократятся на 0,9% с поправкой на инфляцию и валютные колебания.
Сокращение потребительских расходов уже сказывается на компаниях многих отраслей. Среди почти 180 компаний индекса Stoxx 600, отчитавшихся по квартальной прибыли до конца прошлой недели, сокращение прибыли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 12%, следует из данных Thomson Reuters.
Одними из наиболее пострадавших издание называет продуктовые розничные компании. Многие годы на продукты для домашнего питания европейские семьи тратили почти вдвое больше американцев, подчеркивает The Wall Street Journal. Но рост цен, по словам аналитиков, подталкивает многих сокращать объем покупок. Владелица одного из маленьких магазинов во Франции сообщила The Wall Street Journal, что оборот в июне-июле сократился на 20% по сравнению с годом ранее.
Как прогнозирует Euromonitor, всего в пересчете на домохозяйство траты на продовольственную корзину в 2012 году сократятся на 2,7%, по мере того как покупатели все чаще предпочитают делать закупки в магазинах нижней ценовой категории, в том числе, в жестких дискаунтерах, со значительно меньшим ассортиментом и большим объемом собственных марок.
Европейцы также отказываются от крупных покупок, таких как автомобили. За первое полугодие количество зарегистрированных новых машин снизилось на 6,8% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейских производителей автомобилей.
Бюджет походов в рестораны в Западной Европе с 2007 по конец 2011 года сократился на 13% и, по оценкам, упадет еще на 3,5% в 2012 году.
Есть отдельные оазисы с относительно устойчивой ситуацией, например, Германия. Хотя потребительские расходы там сократились в июне на 0,1% к прошлому месяцу, в годовом выражении был отмечен рост на 2,9%, свидетельствуют официальные данные.
Растущими статьями на общем фоне являются расходы на онлайн-покупки, что также отражает тенденции к поиску покупателями более выгодных альтернатив. Интернет-продажи в странах ЕС, по оценкам, будут расти на 12% ежегодно в ближайшие пять лет, полагают аналитики Forrester Research.
Устойчивый рост сохраняется и в сегменте мобильных устройств: Euromonitor прогнозирует на этот год по сравнению с минувшим увеличение продаж смартфонов на 11%.