В следующем году на аптечном рынке ожидается стагнация, чего не было последние 20 лет. Розничный фармрынок к кризису уже готовится — аптечные сети оптимизируют ассортимент и количество торговых точек.

Текущий год оказался для аптечного рынка вполне успешным. По данным DSM Group, выручка операторов рынка выросла за первые три квартала на 25%. Такой прирост был характерен для рынка и до кризиса. Правда, в этом году основным мотором стала девальвация, в то время как количество продаваемых упаковок продолжает падать (на 9% за три квартала 2009 года). Эксперты отмечают, что тенденция к снижению объемов проданного товара не нова для рынка и связана с исчезновением дешевых российских препаратов, которые перестают пользоваться спросом у потребителей.

Кризис на розничном фармацевтическом рынке начнется в следующем году, предполагают эксперты. По прогнозам, он вырастет в рублях не более чем на 9–10%, что означает приближающуюся стагнацию. Сети готовятся к тяжелым временам. В частности, отказываются от продолжения вроде бы наметившейся экспансии в Сибирь. У локальных и межрегиональных участников рынка есть год–полтора на то, чтобы окрепнуть и попытаться «продаться» федеральным игрокам подороже. Местные сети, впрочем, не верят в интерес федералов к Сибири и конкуренции не боятся.
Рост по расписанию

«Темпы прироста розничного фармацевтического рынка носят инфляционный характер», — говорит директор DSM Group Сергей Шуляк. За девять месяцев этого года цены на лекарства выросли на 15,8%, хотя, по данным Госкомстата, индекс потребительских цен России составляет всего 8,1%. При этом рост цен на отечественные лекарственные препараты составляет также 8%, а импортные подорожали на 18% (по отношению к декабрю 2008 года). Продолжает наблюдаться тенденция увеличения стоимости средневзвешенной упаковки лекарственного препарата. По сравнению с итогами продаж девяти первых месяцев 2008 года она выросла на 37% и составила 75 рублей. По данным DSM Group средняя наценка в аптеках составляет сегодня около 32%, при этом еще 20% от цены ввозимых лекарств уходит на таможенные платежи и налоги.

Цены начали расти в начале года вместе с долларом. «В первом квартале произошел очень резкий скачок — сразу на 25–26 процентов. Потом начался спад. По моим расчетам, с мая по октябрь лекарства в среднем подешевели на четыре процента. Следует понимать, что на докризисный уровень цены уже не вернутся. Они росли всегда и будут расти дальше», — прогнозирует директор компании «Фарм-эксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

Рост цен не мог не сказаться на покупательских предпочтениях. По словам директора бизнес-единицы «Западная Сибирь» аптечной сети «36,6» Андрея Шляева, сегодня как никогда для покупателей важную роль играет цена. «Импортные товары становятся все менее доступными, поэтому спрос смещается в сторону более дешевых качественных аналогов. Оригинальные препараты все чаще заменяются импортными дженериками», — рассказывает он. Самым емким остается сегмент препаратов стоимостью от 500 до 1500 рублей, констатируют в DSM Group.

В итоге на рынке отмечают повышение конкуренции, хотя некоторые аптеки просто закрылись. «По количеству аптек конкуренция уменьшилась, но по соперничеству за покупателя — увеличилась. Все сбалансировано», — отмечает Сергей Шуляк. Еще одна тенденция рынка — сокращение аптеками ассортимента продукции и количества лекарств на складах. В итоге именно это привело к определенному дефициту ряда фармацевтических препаратов в октябре–ноябре, когда начался традиционный «сезон» ОРВИ и гриппа.
Много шума

Оптимизация ассортимента привела к тому, что многие аптеки, которые раньше традиционно держали на складах запасы лекарств на полгода, сократили его до 2–2,5 месяца, рассказывает Давид Мелик-Гусейнов. И сезон застал многие аптеки врасплох. Так что тот дефицит элементарных препаратов, который наблюдался в некоторых регионах, — следствие как раз «уничтожения» запасов, отмечает эксперт. Приложили руку к дефициту и вызванному им росту цен и производители. По словам Андрея Шляева, если в товаропроводящей цепочке на этапе производитель—дистрибьютор происходит увеличение цены (а такая ситуация сложилась в последние недели с масками и некоторыми противовирусными препаратами) — соответственно, компании вынуждены повышать розничные цены.

Сложившаяся с ценами на лекарства ситуация, как известно, уже вызвала пристальный интерес властей. В нескольких регионах территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) выявили случаи превышения отдельными аптечными сетями, занимающими доминирующее положение на локальных рынках, размера фактической надбавки над предельными еще в августе. В Сибири интерес антимонопольщиков вызвали компании из республик Алтай, Бурятия и Тыва, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. При этом СФО стал лидером среди федеральных округов по количеству нарушителей. Но массовой такую практику назвать нельзя. «В отдельных аптеках действительно задирают цены, но далеко не во всех. Сегодня на каждую аптеку приходится по пять проверяющих, поэтому цены особо не повысишь», — констатирует Сергей Шуляк.

Некоторые участники рынка откровенно считают, что наметившийся сегодня пересмотр перечня жизненно важных лекарственных средств (ЖНВЛС) — это «первая ласточка» регулирования цен на все лекарства. «Конечно, это так. Это первый шаг к переделу рынка, созданию очередной госкорпорации и приватизации ее кем-нибудь из чиновников», — не сомневается генеральный директор сети «Губернский лекарь» (Барнаул) Андрей Комяков. Впрочем, многие эксперты считают, что в данной ситуации не регулировать цены на лекарства нельзя. «65 субъектов Федерации сегодня уже регулируют цены практически на все категории лекарств — и на ЖНВЛС, и на рецептурные, и на безрецептурные препараты», — напоминает Давид Мелик-Гусейнов. Но предостерегают, что ужесточение наценок по перечню ЖНВЛС приведет к новому витку цен на остальные лекарства. «Аптеки вынуждены будут компенсировать снижение своих доходов», — предупреждает Сергей Шуляк.

В отдаленной перспективе, говорят эксперты, розничный фармрынок перейдет к более цивилизованным отношениям с использованием страхования, при которых базовые лекарства можно будет вообще получить в аптеке бесплатно, по страховке. «Но это очень болезненная реформа, которая коснется каждого из нас, — говорит Давид Мелик-Гусейнов. — Гораздо болезненней, чем ОСАГО. Поэтому перспективы ее внедрения пока достаточно туманны».
Отложенный кризис

Следующий год станет весьма нелегким для аптек, прогнозируют эксперты. «Драйвера в виде роста цен, скорее всего, уже не будет, а продажи в упаковках снижаются. Показательным в этом смысле может оказаться декабрь. Впервые за 20 лет возможен либо слабоположительный рост в 7–9 процентов, либо коррекция емкости рынка в рублях, стагнация», — отмечает Давид Мелик-Гусейнов. По прогнозам DSM Group, рост рынка в 2009 году составит около 8–12%. Хотя Сергей Шуляк и не исключает роста средней стоимости упаковки до 100 рублей.

Замедление рынка уже началось, и в сентябре в рублях он вырос «только» на 9%. Аптекам ничего не остается, как готовиться к работе в новых экономических условиях. Самые популярные шаги — дальнейший пересмотр ассортиментной политики и оптимизация количества аптек. При этом продолжение вроде бы начавшейся экспансии федеральных сетей на региональные рынки естественным образом приостанавливается. «На сегодняшний день сложно спрогнозировать дальнейшее развитие рынка в силу сложной экономической ситуации.

В настоящее время предпосылок роста числа аптек в регионе у сетей, в том числе и федеральных, не наблюдается. Но возможно, передел рынка произойдет в 2010 году», — говорит Андрей Шляев.

Эксперты между тем называют следующий год золотым временем для региональных и межрегиональных участников розничного фармацевтического рынка.

А потом ожидается вторая волна развития крупнейших федеральных игроков в регионах. «Сегодня логичнее улучшать управляемость и эффективность там, где сеть уже присутствует. Так можно получить большую прибыль, чем за счет регионального развития», — считает Сергей Шуляк.

Для Сибири, где федералы представлены не так широко, как в центральных регионах России, это особенно актуально. По словам экспертов, местные сети до кризиса зачастую завышали стоимость своих мест продаж, что отталкивало федералов от совершения сделок. Местные игроки, правда, экспансии «варягов» боятся не сильно. «Федералы не пойдут к нам из-за невозможности заработать на нашем рынке», — считает Андрей Комяков. По его словам, уровень наценки в алтайских аптеках ниже на 10–15%, чем в Новосибирске. Разница с Москвой — 30–40%. «Федералы нам не конкуренты. Им только снятся наши обороты, а нам их наценки», — констатирует Андрей Комяков.

Как бы то ни было, следующий год может продемонстрировать несколько интересных тенденций на рынке. Падение емкости, очевидно, скажется на количестве операторов фармацевтической розницы. А проекты по развитию российской фармацевтической промышленности могут повлиять на ассортимент за счет создания аналогов привозных препаратов. Доля дешевых отечественных и малоэффективных лекарств, скорее всего, будет снижаться и дальше. В любом случае аптечному ретейлу повезло больше, чем его «коллегам» из других отраслей — к своему кризису у них хотя бы есть возможность подготовиться.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments