Челнинские предприниматели из-за трагедии на Волге вчера отменили свой официальный митинг у мэрии города против запрета на продажу пива в переходах и на остановках. Однако часть предпринимателей, не согласных с переносом митинга на 18 июля, провела «неофициальный» стихийный митинг, свидетелем которого стал корреспондент «БИЗНЕС Online».

В Набережных Челнах в начале лета (еще до принятия Госдумой закона об ужесточении правил продажи алкоголя с 2013 года) ввели запрет на продажу пива в подземных переходах и на остановках. Правда, из-за возмущения предпринимательского сообщества запрет администрация приостановила до 9 августа.

Как считают чиновники, двух месяцев достаточно, чтобы предприниматели распродали торговый запас алкоголя и решили проблемы с поставщиками. Челнинские предприниматели, которые должны были вчера протестовать у мэрии города против грядущего запрета, от официального митинга неожиданно отказались. Причина, объяснил организатор митинга предприниматель Олег Азовцев – трагедия на теплоходе «Булгария». Бизнесмены, услышав, почему митинга не будет, стали потихоньку расходиться. Большинство поначалу согласилось с доводами своего лидера. Тем более что, по словам одной предпринимательницы, «телевидение легко сделает нас виноватыми: за сюжетом со слезами родственников погибших на теплоходе пойдет сюжет о нашем митинге, а властям только того и надо, чтобы заявить – смотрите, у людей горе, а они за свой бизнес грызутся!»

— Давайте поскорбим. Такие вещи просто не должны происходить в мирное время. Если бы мы были упрямые, как в СМИ нас хотят представить, тогда мы бы стояли на своем и провели митинг. Но мы тоже родители, а там все-таки дети погибли, — объяснил перенос митинга на 18 июля (прийти должны будут 500 бизнесменов) Азовцев. По его словам, он уже готов придерживаться закона, но федерального. Сейчас, считает он, речь идет уже об отношении местных властей к предпринимательству:

— Нам федеральное правительство дает достаточно времени, чтобы решить наши вопросы. Чтобы решить их здесь на местах – мы должны сотрудничать с властью. Потому что последствия антипивной кампании очевидны. Не надо быть большим экономистом, чтобы понять, что произойдет! – рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Самое опасное – исчезновение розничной торговли – оно поведет за собой приход крупных торговых сетей, у которых есть свои поставщики, прямые контракты. И все лозунги по поводу местных производителей останутся лозунгами. Потому что любой из наших предпринимателей работает с местным производителем. Если он уйдет с рынка, у местного производителя не будет денег, чтобы войти в сети.

Вопрос пива на 80%, скорее всего, закрыт, с грустью отметил Азовцев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Но остается вопрос, что делать с активными людьми, которые останутся без бизнеса? Сам Азовцев со своими коллегами 18 июля попросит у власти достаточно времени, «чтобы спокойно перепрофилироваться». Бизнесмен обращает внимание на то, что многие из челнинских чиновников даже не экономисты и понятия не имеют ни о рентабельности, ни о точке безубыточности. Перед ними поставили задачу, возмущается он, и они ее выполняют. «Грамотный переход должен безболезненно состояться. У нас сейчас непонятный вопрос с землей, с арендой. Что-то строить очень трудно. И такое, кстати, происходит во многих субъектах федерации», — уверяет бизнесмен.

Впрочем, предприниматель считает преувеличенными мнения о том, что 60 — 70% продаж мелкой розницы составляет пиво и алкоголь. По его расчетам, цифра не превышает 30 — 40%, однако и это достаточно существенное соотношение, чтобы ограничения ударили в конечном счете убили мелкие торговые точки.

Пока Азовцев отвечал на вопросы, отказавшиеся сразу расходиться по домам бизнесмены уныло поплелись в сторону ТЦ «Палитра» (находится в нескольких сотнях метров за зданием мэрии). В рядах предпринимателей послышались недовольные нотки: «Вообще-то смысла отменять митинг не было. В конце концов, не мы виноваты, что теплоход затонул, а власть».

К толпе подбежали запыхавшиеся предприниматели с растяжками и мегафоном в руках. Выяснилось, что это казанцы, прибывшие на митинг из солидарности к челнинцам. И от митинга, конечно, отказываться не собираются: «Мы из Казани едем, в 4 — 5 часов встаем, а вы расходитесь?! Позвоните тем, кто уехал, пусть подъезжают снова! Будем проводить митинг».

Чуть позже оказалось, что на митинг поддержать бизнес автограда прибыли и из других городов Татарстана. Назревал бунт. Остановившись у мэрии, предприниматели стали живо обсуждать, чего они добьются, если митинг проведут сегодня (не польют ли их за это в СМИ грязью?). А если нет, то придут ли 18-го все 500 человек, не махнут ли рукой после отмены акции?

Пока организатор пытался договориться с казанцами, что-то доказывающими, возмущенно жестикулируя, предприниматели от нечего делать принялись обсуждать ситуацию с запретом продажи алкоголя между собой.

Нижнекамская предпринимательница, приехавшая поддержать челнинских коллег (к слову, согласная с Азовцевым, что митинг в такой «черный» день проводить не стоит) рассказала «БИЗНЕС Online» об успехах борьбы бизнесменов за право торговать спиртным в Нижнекамске.

Напомним, там несколько компаний, занимающихся розничной продажей алкоголя, обратились в арбитраж с заявлением о признании незаконным постановления кабмина РТ от 29 октября 2010 года «О дополнительных мерах по снижению злоупотребления алкогольной продукцией, пивом и табаком и формированию здорового образа жизни населения». Фактически, отметила собеседница корреспондента, документом остановки были отнесены к местам массового скопления граждан, где розничная продажа алкоголя крепостью от 15% запрещена. Под действие запрета попали десятки остановочных павильонов, которые потеряли 50% своей доходности. К счастью, заметила женщина, городские власти пошли им навстречу: «Наши местные власти относятся к проблеме иначе, чем в Челнах или Казани. Возможно, потому, что мы в Нижнекамске строили магазины стационарные, с коммуникациями, светом, отоплением. Это капитальные строения, статус у нас «магазинов». И шесть месяцев наши магазины водкой не торговали, пока нас не услышал глава города. Теперь, вроде бы, все наладилось, но надолго ли?» — сомневается она.

Предпринимательница, ударившись в воспоминания, рассказала, откуда есть вообще пошла проблема «остановочных павильонов». Магазины в 90-х сами же власти призывали ставить рядом с остановками, чтобы предприниматели эти остановки убирали и содержали. Властям было выгодно, о будущем тогда не думали, «пивной проблемы» на повестке дня не стояло. Интересно, что, по-видимому, подобная политика была во многих городах РФ и РТ. В тех же Набережных Челнах до середины «нулевых» за состояние многих остановок и подземных переходов (в «девяностых» представлявших из себя «постчернобыльские руины») отвечали именно бизнесмены, которым мэрия с радостью отдавала в аренду убогие помещения. Предприниматели вкладывались в строительство остановочных павильонов и обустройство подземных переходов. Проблема «руин» была решена. И тут вдруг выяснилось, что павильоны — это «не эстетично». К тому же в город стали заходить федеральные сети, и теперь уже их представителей с радостью встречала городская власть.

Еще в 2006 году тогда глава исполкома Челнов Василь Шайхразиев заявлял в ответ на жалобы предпринимателей, почувствовавших, что ветер переменился, что «принято официальное решение не строить больше на остановках и никому аренду исполком продлевать не будет: конечная цель такого решения – убрать с остановок магазины и мини-кафе, поставить красивые остановочные павильоны».

Решение об их возведении, по словам Шайхразиева, «было временным, на период кризиса, сейчас этот вид торговли потерял свою актуальность», а мини-маркеты на остановках начали создавать «неудобства для автобусов». Безуспешная городская «осада» мелкой розницы продолжалась еще три года, пока в 2009 году вновь не было объявлено: «объекты мелкорозничной торговли с остановочных павильонов перенесут в микрорайоны».

Властями было объявлено, что предприниматели могли выбрать новые земельные участки взамен арендуемых. Первым право выбора предоставили землепользователям, имеющим долгосрочные договора аренды. Ведь сооружения считались временными. Землю передавали в аренду на сроки от 5 до 49 лет. В условиях кризиса, мол, предпринимателей, сообщили в мэрии, власть поддержала, даже продлив некоторым срок аренды на 11 месяцев, «чтобы те могли сохранить рабочие места и бизнес».

Тогда далеко на все предприниматели пошли навстречу властям, заявив, что те выживают их с мест, отказываясь компенсировать затраты на новое строительство и подключение к сетям. Впрочем, и эта инициатива властей города заглохла.

В этом году власти города предприняли прямую атаку на торговлю пивом в киосках, развернув массированную кампанию по этому поводу. Теперь предпринимателям власти действительно легально могут отказать в аренде за отказ соблюдать условия запрета продажи пива и алкоголя….

По новому федеральному закону мнения бизнесменов разделились. Не все согласны с Азовцевым, и считают этот новый закон результатом лоббирования интересов торговых сетей (в федеральных СМИ бытует мнение, что это скорее результат действий водочного лобби).

«Магазины шаговой доступности очень нужны людям, а в маленьких городах это мы и есть, — объяснила свою позицию корреспонденту женщина-владелец магазинов на остановках. – Представьте ситуацию. Стоим мы у остановки, а за 10 метров от нее еще один магазин. Я не смогу торговать пивом и водкой, они смогут. И в чем суть борьбы? Я не продам, продадут через 10 — 20 метров. Что, от этого меньше пить станут?»

Предприниматели были убеждены, что нынешняя кампания не имеет ничего общего с борьбой с алкоголизмом, а является всего лишь этапом в перераспределении рынка в пользу крупных сетей. «Все дело в том, что малым бизнесом власти считают «производственников». Хорошо, а что будут делать местные производители, если их продукт не будет реализовываться?!» — задался риторическим вопросом еще один обиженный предприниматель.

Его коллега заявила, что сама она не против "сухого" закона, только за – главное, чтобы была справедливость: «Если нам запрещают торговать алкоголем, пусть и сетям запретят! А то какой смысл? Вывозите всю продажу алкоголя за город тогда, без проблем. В противном случае  налицо лоббистская кампания торговых сетей и ничего более». Другой бизнесмен объяснил сложности борьбы с крупными сетями на своем примере: «Вот «Челны-Хлеб» решил поставить магазин на моем месте, а я что со своим ларьком должен делать? Бегать с ним в руках, что ли, в поисках свободного места?! Вообще «Челны-Хлебу» в таком случае тоже запретите торговать алкоголем, пусть булочками своими торгует!» — заключил в гневе предприниматель.

Ситуация накалялась: «Что, опять в лесочке будем собираться? Как мыши? Тихо-тихо и по домам? Всегда найдут причину, почему не надо проводить митинг», — негодовали некоторые владельцы магазинов.  Азовцев вновь попытался объяснить предпринимателям, что будет, если они проведут официальный митинг сегодня.

— Олег, ты работать хочешь? Хочешь или нет?! Если нет, иди домой, а я тут стоять буду! — в сердцах крикнул бизнесмен по имени Линар.

— Дети погибли, ты не понимаешь?– устало продолжал уговаривать своих коллег разойтись Азовцев.

— Люди из Казани приехали, у них времени нет кататься туда-сюда? Самолет потом упадет, в Чечне что-нибудь взорвут, в Дагестане. Мы же в России живем! Так и будет продолжаться, а нам митинги отменять? Мы же проводим митинг, не увеселительное мероприятие. Власти ничем не занимаются, теплоходы у них тонут, а они малый бизнес гробят. И то, что произошло на Волге – это результат коррупции власти. И именно власть нас и старается задушить! — напротив, уговаривал людей собраться у входа мэрии бизнесмен Эдуард, на глазах выстраивая любопытные логические доводы.

В конце концов решили провести голосование. За митинг высказалось большинство, но Азовцев разрешительные документы на митинг передавать отказался – он отвечает за этот митинг головой, а остальные могут митинговать когда и сколько им влезет. Казанцы в ответ заявили, что больше солидаризироваться с челнинцами не собираются и 18 июля на митинг, скорее всего, не приедут. Совсем приунывшие челнинские бизнесмены стали под открытым небом организовывать челнинский филиал гильдии предпринимательства РТ и записывали свои фамилии, чтобы обращаться к властям коллективно…

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments