«Удастся или нет забрать деньги», – с осени 2008 года до сентября 2009 года гадали поставщики «Мосмарт». Но «Мосмарт» начал гасить долги добровольно. По данным компании, уже погашено больше полумиллиона рублей из 3 млрд рублей задолженности перед поставщиками, но договоренности есть уже на 1,5 млрд рублей. Процесс реструктуризации долгов продолжается. И сеть «Мосмарт» уже заполняет свои полки товаром и вновь открывает магазины.
Специалисты говорят, что на рынке российского ритейла случилось маленькое чудо: примеров вывода такой крупной российской розничной сети из такого «глубокого минуса» не было. Как «Мосмарт» выходит из кризиса «Современной торговле» рассказал операционный директор компании Руслан Исмаилов.
– Руслан, насколько известно, торговая сеть «Мосмарт» довольно тяжело переносила кризисные явления. Расскажите, пожалуйста, о сложившейся в компании ситуации.
– «Мосмарт» очень динамично развивался, выходил в новые регионы, экспериментировал с форматами. Но кредиты у компании были короткие. И осенью 2008 года случился кризис, компания расплатилась с частью долгов перед банками за счет рабочего капитала.
«Мосмарт» пытался сэкономить на закрытии проекта «Мосмартики». Это формат магазинов у дома. Всего было закрыто более 50 магазинов. Но долги перед поставщиками все равно росли. И поставщики, не получившие денег, постепенно прекратили отгрузку товара в магазины «Мосмарт». К лету 2009 года большая часть полок магазина опустела.
В июне 2009 года Сбербанк России, его 100%-ная дочерняя компания ООО «Сбербанк Капитал», кипрская компания Sarnatus Trading Limited, контролируемая Михаилом Безелянским и Андреем Шелухиным, и Bacarella Holdings Corporation – фонд прямых инвестиций, контролируемый Евгением Новицким, договорились о сотрудничестве по реорганизации группы компаний «МОСМАРТ». Сбербанк и Bacarella предоставили дополнительное финансирование для реструктуризации задолженности и перезапуска сети.
– Какие шаги предпринимаются сейчас?
– Вот уже больше месяца «Мосмарт» ведет активную переговорную компанию с поставщиками. Договаривается о реструктуризации задолженности, скидках и отсрочках, а также о новых поставках. Уже почти 1 000 компаний согласились на условия «Мосмарт». И эта работа продолжается.
«Мосмарт» возобновил поставки товара в свою сеть. Было отремонтировано оборудование. Почти все магазины из тех, что были закрыты на время кризиса, уже открылись. Договариваемся также с арендодателями и арендаторами. Активно набираем персонал. Запустили в работу распределительный центр в Москве.
– Насколько уверенно «Мосмарт» чувствует себя сегодня на рынке?
– Еще много, конечно, предстоит сделать. Но, в принципе, сейчас уже можно сказать, что компания вышла из состояния комы, неопределенности.
– В «Мосмарт» вы пришли не так давно. Почему вы согласились прийти в эту компанию? Ваши первые впечатления?
– Я пришел в компанию 1 сентября. «Мосмарт» тогда начинал новую жизнь. Это был своего рода start-up. А start-up – это всегда интересно, это вызов, это особая атмосфера. Это была одна из причин, по которой я пришел в «Мосмарт».
– В ГК «Мосмарт» помимо розничной торговой сети, входят еще несколько компаний. Расскажите о них.
– Деятельность группы компаний «Мосмарт» началась с основания в 2000 году ООО «Гиперцентр» для строительства торговых центров. В марте 2002 года было учреждено «Мосмарт» для осуществления операционного управления гипермаркетами. Для выпуска облигаций было создано ООО «Мосмарт-Финанс». Реструктуризацию части долгов мы сейчас ведем через ООО «Инвестиции и ресурсы».
– Торговая сеть «Мосмарт» позиционирует себя как мультиформатная. Чем принципиально отличаются форматы сети?
– В 2007 году «Мосмарт» начал развивать четыре формата — «Гипермаркет» (6 000 — 18 000 кв. м), «Макси» (4 000 — 6 000 кв. м), «Экспресс» (1 000 — 4 000 кв. м) и «Мосмартик» (80 — 1 000 кв. м). «Мосмартики» были все закрыты осенью 2008 года, так как этот проект был убыточен. И дело не только в кризисе, но и в том, что компании не хватало ни ИТ-ресурсов, ни человеческих, ни логистических. И по большому счету «Мосмартики» и «потянули на дно» всю группу компаний. В остальных форматах у нас остались магазины. На них пока и сосредоточимся.
– Насколько велик ассортимент сети сегодня?
– В московских гипермаркетах ассортимент составляет уже половину от докризисного. В регионах тоже постепенно наращиваем. Основные товары и продукты уже можно купить. По состоянию на 12 октября в базе «Мосмарт» более 11 000 SKU. Товарооборот растет на 60% в неделю. Хотя понятно, что такой темп обусловлен тем, что мы работаем практически с ноля, но тем не менее… Мы идем даже немного с опережением наших собственных планов.
– Как, на каких принципах, сегодня «Мосмарт» строит свои взаимоотношения с поставщиками? Всегда ли удается найти с ними общий язык?
– Принципы взаимоотношений просты – мы работаем на самых лучших рыночных условиях. Работать на нерыночных условиях мы не можем, потому что работать в убыток бессмысленно: так мы никогда ни с кем из кредиторов и поставщиков не сможем рассчитаться. И поставщики понимают нас. Ведь они заинтересованы в нас так же, как и мы в них. Как мы заинтересованы в том, чтобы у нас была конкуренция среди поставщиков, так и поставщики заинтересованы, чтобы на рынке было представлено максимум ритейлеров и никто не мог бы диктовать свои правила. Поэтому с большинством партнеров нам удается договориться.
– Какова региональная политика сети «Мосмарт»? В каких регионах сегодня работает компания?
– Региональная стратегия кардинально изменилась – мы будем работать на уплотнение, а не на расширение. То есть будем искать возможности развития в тех городах, где уже присутствуем. Хотя не исключено, что несколько городов на карте «Мосмарт» еще появятся, но не раньше, чем во второй половине 2010 года.
Сейчас сеть состоит из 23 магазинов. В том числе два объекта находятся в стадии завершения строительства – в Нижнем Новгороде и Красноярске.
Большая часть наших торговых площадей уже возобновила работу. Но мы не исключаем, что некоторые магазины не будем открывать. Это зависит от доходности логистической цепочки. Доставка в некоторые регионы делает товар «золотым». Отстраивание внутренних процессов требует много времени и ресурсов, а отдача, к сожалению, пока крайне мала. Поэтому работа некоторых магазинов невыгодна.
– Каким путем идет развитие компании в точки зрения площадей — вы покупаете площади или арендуете их?
– В Москве все четыре гипермаркета находятся в собственности группы компаний «Мосмарт». В других регионах – арендуем.
– Сейчас отрасль активно обсуждает принятие нового закона о торговле. Каково ваше мнение относительно законопроекта? Необходимо ли внести в него какие-либо изменения, и если да — то какие?
– В первую очередь хотелось бы, чтобы закон писался исходя из нужд покупателей. Зачастую в дискуссиях по тому или иному пункту законопроекта об их интересах забывают. Между тем, было бы правильным, если бы проводилось экономическое обоснование того или иного пункта с точки зрения выгоды покупателя.
На мой взгляд, те условия, которые сейчас диктует рынок и экономика, – самые эффективные.
– Каковы планы развития компании на ближайшую перспективу?
– Первоочередные задачи – реструктуризация долгов. С банками нам удалось договориться еще летом. С поставщиками еще договариваемся. Также нам важно вернуть покупателей в магазины. В середине октября мы провели масштабную рекламную акцию. Хотя у нас за месяц работы до этого без всякой рекламы количество чеков выросло с 11 00 в неделю до 75 000. И это при том, что магазины только-только начали загружать товар на полки, в регионах поставки начались с середины сентября.
Также мы будем отстраивать логистику, обновлять ИТ-системы. Будем налаживать процессы внутри «Мосмарт», вводить какие-то единые для всей сети стандарты, процедуры. Для этого мы создали департамент оптимизации бизнес-процессов, в который собрали несколько ребят, которые знают все нюансы работы торговых залов. Эти ребята работают в «Мосмарт» уже много лет, и их знает вся сеть от Москвы до Новокузнецка.
– Каковы ваши прогнозы развития сетевого продуктового ретейла в России в ближайшие годы?
– Думаю, в ближайшее время активно будут развиваться гипермаркеты, так как эта ниша российского ритейла сейчас еще не заполнена. К тому же этот формат сейчас является наиболее привлекательным и с точки зрения доходности для компаний, и с точки зрения комфорта для покупателей.
Визитная карточка:
Руслан Исмаилов окончил Московский университет Потребительской кооперации по специальности «международная экономика». Работал в компании Metro Cash&Carry, где прошел путь от руководителя отдела до управляющего торговым центром. В феврале 2007 г. перешел в компанию «Лента», на должность регионального директора по Северо-Западному региону. В июле 2008 г. назначен на должность операционного директора компании «Лента». 1 сентября назначен на пост операционного директора компании «Мосмарт».
ГК «Мосмарт» — российская мультиформатная розничная сеть, основанная 2003 году. В настоящий момент «Мосмарт» объединяет 23 магазина в Москве и регионах. Компания работает в 16 городах России. Общая площадь магазинов составляет 142 тыс. кв.м.