В России планируется ввести запрет на выкладку табачных изделий в магазинах и совсем исключить их продажу в торговых точках площадью до 50 кв.м. Соответствующий законопроект подготовил Минздрав (подробнее читайте на Retailer.RU). Как показывает опыт западных стран, такие меры не приводят к сокращению продаж сигарет, однако могут увеличить долю контрабанды.
Запрет на выкладку табачных изделий в торговых объектах по данным на 1 марта 2012 года действует в 12 странах мира: Исландии, Канаде, Ирландии, Тайланде, Австралии, Боливии, Британских Виригинских островах, Маврикии, Косово, Норвегии, Финляндии, Великобритании (за исключением Шотландии). Пионером запрета выступила Исландия в 2001 г., мотивировав решение желанием снизить привлекательность сигарет для подростков.
Королевский опыт
Последней ограничения на выкладку ввела Великобритания. С 6 апреля 2012 г. сигареты в супер- и гипермаркетах одной из провинций — Англии — спрятаны от покупателей в непрозрачных шкафах. Для магазинов площадью до 280 кв.м закон вступит в силу через три года — с 6 апреля 2015 г. Правительство Великобритании дало небольшим торговым точкам время на адаптацию, исходя из того, что им сложнее приспосабливаться к изменениям и у частных компаний меньше свободных средств на замену оборудования.
Как сообщила Retailer.RU владелица небольшого магазина (около 70 кв.м.) в пригороде Лондона, миссис Пател, первое время после вступления в силу запрета для супер- и гипермаркетов ее магазин ощутил приток покупателей, однако сейчас показатели продаж вернулись на прежний уровень. Сейчас доля сигарет в общей выручке составляет около 30%. В магазине уже смонтировано новое торговое оборудование, предполагающее возможность чуть позже установить шторки, закрывающие сигареты. Владелица магазина считает, что продажи после вступления запрета в силу не сильно снизятся, зато время на обслуживание покупателей значительно возрастет. Если бы в мелкоформатных магазинах совсем запретили реализацию табачной продукции, как это планируют сделать в России, то больше всех бы пострадало правительство, уверена миссис Пател: «Если люди хотят курить, они будут это делать. Вопрос в том, что они будут искать их в другом месте и не всегда это могут быть легальные каналы. Такие жесткие меры могли бы привести к увеличению контрабанды», — считает миссис Пател.
Опасения об увеличении времени на обслуживание покупателя небезосновательно: крупные сети уже столкнулись с этой проблемой после введением запрета на выкладку. К примеру, в Tesco, где продажа сигарет вынесена за линию касс, сразу после 6 апреля 2012 г. наблюдались очереди и падение продаж табачной продукции, однако сейчас ситуация стабилизировалась.
Интересы небольших магазинов Великобритании, на долю которых приходится четверть всего товарооборота Соединённого Королевства, защищает Ассоциация мелкорозничных магазинов (ACS) Великобритании. Она объединяет около 33500 участников и занимается консультированием, лоббированием и исследованием возможностей для развития небольших ритейлеров.
По словам Джеймса Лоумана, исполнительного директора Ассоциации, мелкоформатная розница несет значимые расходы для приведения своих магазинов в соответствии с новым законодательством: «Если бы у меня была возможность посоветовать что-то коллегам в других странах, которые планируют внедрить запрет на выкладку, то я бы сначала постарался понять их мотивацию. Маленькие магазины более значимы для государства с точки зрения экономики». Напомним, что согласно новому законопроекту «О защите населения от последствий курения табака», в России планируется совсем запретить продажу табака в магазинах площадью до 50 кв.м.
В Ассоциации считают, что в обществе множество других проблем, требующих внимания правительства, а также других методов, более эффективно снижающих число курильщиков и уровень табакокурения среди несовершеннолетних. К примеру, по данным ACS, в Великобритании каждый второй подросток получает сигареты от друзей, еще 40 % просят других совершить эту покупку. В совокупности, на эти источники приходится больше, чем на покупку в магазине (78%), и правительству нужно сосредоточиться на этих проблемах.
«Борьба с нелегальной торговлей — это более эффективный способ для снижения курения среди несовершеннолетних, чем запрет на выкладку. Нет необходимости разрабатывать новое регулирование, чтобы ограничить доступ подростков к сигаретам, лучше подумать, как улучшить исполнение действующего законодательства, — говорит Джеймс Лоуман. — Мы надеемся, что можем остановить внедрение этого закона и продолжаем переговоры с правительством».
По информации Ассоциации, минимальная стоимость для установки оборудования по продаже сигарет — 1850 фунтов. При годовой выручке магазина в 400 000 фунтов, средняя рентабельность в табаке составляет всего 6-7%. По словам Джеймса Лоумана, инвестиции в замену боксов ощутимы для ритейлеров и крупные игроки из ACS уже обратились в табачные компании для сотрудничества.
Как показывают исследования, запретительные меры практически не сказываются на снижении числа курильщиков, а в некоторых случаях увеличивают нелегальный оборот табака. К примеру, в Исландии, через год после запрета выкладки, в 2002 г. доля несовершеннолетних курильщиков в возрасте 15-19 лет выросла с 14 до 17% (данные статистического управления Исландии). Спустя пять лет после запрета, по данным исследования Совета Европы по курению среди школьников, в Исландии курили 16% школьников в возрасте 15-16 лет. В Канаде, где запрет на выкладку вводился поэтапно в каждой провинции, количество курильщиков не изменилось — по итогам 2010 г. их численность составила 18%, как и в 2006 г., когда запрет не был распространен по всей территории страны.
Сигареты поштучно
Емкость табачного рынка Великобритании составляет 60 млрд штук сигарет. В России этот показатель более чем в шесть раз выше — 400 млрд. Однако из-за высокой цены за пачку (около 7-8 фунтов), объем розничной торговли табачными изделиями Великобритании составляет $22 млрд. против $15 млрд российского. В эту цифру входит не только торговля сигаретами, но и сигарами, табаком для самокруток, кальянов и пр.
По данным Japan Tobacco International, повышение цен на сигареты в Великобритании привело к росту нелегальной торговли, что, в свою очередь, сказалось на потерях бюджета. Покупатели стали искать более доступные по цене варианты, которые можно найти только на «черном рынке». Существует три вида контрабанды табака: ввоз частными лицами в страну объемов, превышающих допустимые нормы, нелегальная продажа за границу легально произведенной продукции, а также производство подделок. Контрабанда, в основном, распространяется на рынках, в пабах, на улица. «Если ты гангстер, то ты мечтаешь о высоких ценах и запрете на выкладку, так как покупатель не видит продукцию и, в зависимости от его вида, ему можно подсунуть подделку. Обезличенная пачка еще больше упростит подделку. Это как сахарная пудра на пирожное для нелегалов», — говорит Джереми Блэкберн, директор по коммуникациям JTI в Великобритании. — Для снижения доли контрабанды на рынке, мы сотрудничаем с таможней на предмет выявления больших партий контрабанды, ведь она наносит ущерб и нам, как производителям».
Не как у всех
В законодательстве Великобритании не указано, как конкретно продавец должны спрятать сигареты. Как показывает практика, есть три решения: закрывающая шторка, ящик, расположенный лицом к продавцу, шкаф с направляющими. Продавец имеет право открыть дверцу не более чем на 1,5 кв.м, чтобы показать покупателю ассортимент, если тому недостаточно информации.
Единственной провинцией, входящей в состав Соединенного Королевства, где запрет на выкладку вступил в силу, стала Англия. В Уэльсе и Северной Ирландии он заработает к концу 2012 года, а в Шотландии – с апреля 2015 г. Однако в Шотландии процесс может еще затянуться: международная табачная компания Imperial Tobacco Group, чья штаб-квартира расположена в Англии, пытается через суд отменить запрет на открытую демонстрацию сигарет в магазинах и их продажи в торговых автоматах. Решение по этому делу будет известно в ноябре 2012 г.