У французской группы Auchan получается в России то, что не выходит у значительно более крупных мировых ритейлеров. Компания со штаб-квартирой около Лилля на севере Франции пришла в Россию в 2002 году, и сейчас у нее почти 40 магазинов. Последний был открыт чуть более недели назад в московском ТЦ «Филион». Изначально там пытался обосноваться другой французский ритейлер, «Carrefour», но он ушел из России после нескольких месяцев работы. Для Auchan же российский и китайский рынки стали во время кризиса палочкой-выручалочкой — они с лихвой компенсируют потери, которая группа несет в других странах.
По итогам 2009 года доналоговая выручка Auchan составила 39,7 млрд евро — рост на 0,5% по сравнению с 2008. 47% выручки — «заслуга» Франции, 53% принесли покупатели в других странах. Устойчивый рост на развивающихся рынках России и Китая сгладил последствия негативных внешних факторов вроде спада потребительской активности, снижения цен на продукты питания и бензин, главным образом в Западной Европе, и деноминацию валюты в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, говорится в отчете Auchan.
Не так давно из-за тяжбы с налоговиками компания «Ашан-Россия» была вынуждена раскрыть в суде свои финансовые показатели в России, чего никогда раньше не делала. Газета «Ведомости» посчитала, что выручка компании в 2009 году могла составить от 180 млрд до 240 млрд рублей. По этим показателям французы уступают лишь лидеру российского рынка розничной торговли — компании Х5 Retail Group, чистая розничная выручка которой в прошлом году составила 275 млрд рублей.
Людовик Олинье, член комитета дирекции «Ашан-Россия» и директор по контролю управления, в интервью BFM.ru отказался комментировать предположение о том, что на долю России приходится более 10% общего оборота компании Auchan. Зато рассказал, как на ритейле отражаются проблемы девелоперов в России, какие трудности вызвал новый закон о торговле и почему в российских магазинах «Ашан» шампанское в два раза дороже, чем во Франции. Интервью с Людовиком Олинье BFM.ru представляет в рамках проекта «Месяц Франции».
— Вы подтверждаете, что «Ашан» в России по объему розничной выручки уступает только X5 Retail Group, а по эффективности продаж обгоняет и его?
— Мы не комментируем наши финансовые показатели.
— Как бы Вы описали параметры своего присутствия на российском рынке?
— На сегодняшний день «Ашан» открыл в России 39 магазинов: это 24 классических «Ашана», 2 магазина «Радуга» и 13 магазинов «Ашан-Сити», последний из которых открылся 12 апреля в торговом центре «Филион». «Ашан» Россия — это также 21 тысяча сотрудников, которые работают в наших магазинах и сервисных службах в 13 городах.
— Какова доля российских товаров в ассортименте магазинов «Ашан»?
— 70% — это товары российского производства. Мы всегда отдаем предпочтение работе с российскими производителями и хотим укреплять наше сотрудничество, особенно с компаниями малого и среднего бизнеса.
— Могли бы Вы оценить удельный вес товаров под собственными марками «Ашан» в обороте российского подразделения компании?
— Такие товары занимают в обороте в среднем около 10%, но показатель может меняться в зависимости от сегмента. Например, среди некоторых продовольственных товаров доля СТМ (собственная торговая марка — BFM.ru) может достигать 30%, как, например, в случае с овощными консервами, замороженными овощами и фруктами, сахаром. Важно понимать, что рынок СТМ в России находится только в самом начале своего развития, поэтому я уверен, что вскоре мы достигнем более высокого уровня.
— Новый закон о торговле: от него больше плюсов или минусов? Есть ли какие-то серьезные проблемы, с которыми столкнулся «Ашан» из-за появления нового закона?
— Все наши контракты приводятся в соответствие требованиям закона. Сейчас мы очень много обсуждаем с поставщиками, властями, как прийти к единому пониманию. Наша задача, прежде всего, в том, чтобы соблюсти закон и сделать так, чтобы для клиентов применение этого закона принесло все-таки позитивные плоды. И мы работаем с поставщиками именно в этом направлении. У нас есть доработки, дополнения в контракты, мы меняем свою внутреннюю организацию работы.
— Прокомментируйте, пожалуйста, сообщение о том, что российское представительство Auchan планирует начать экспорт товаров под собственной торговой маркой в страны Восточной Европы. Сообщалось, что «Ашан» может начать проставлять товары из России на Украину, в Венгрию, Румынию и Польшу.
— Действительно, мы планируем начать экспорт товаров из России. Как я уже сказал, наша задача – работать с российскими производителями, с предприятиями малого и среднего бизнеса, помогать им развивать производство. Это означает не только предоставлять им возможность продавать товары в наших магазинах по всей России, увеличивая таким образом товарооборот, но и позволить производителям, с которыми у нас налажены хорошие партнерские отношения и результатами сотрудничества с которыми мы довольны, возможность поставлять товары в магазины «Ашан» в других странах.
Собственно, это прекрасная практика, которая существует уже многие годы в других странах Ашан. При создании товаров под СТМ в группе «Ашан» проходят международные тендеры. Сейчас принято решение о том, что российские поставщики также смогут принять в них участие. Мы очень заинтересованы в этом, ведь качество российской продукции очень высокое, а многие товары будут интересны и востребованы в других странах.
Для поставщиков экспорт — прекрасная возможность выйти на международный уровень, увеличить объем производства и расширить рынки сбыта. А магазину это позволяет удовлетворить больше потребностей покупателя, найти более выгодные для покупателя предложения. Таким образом, мы сможем снизить цены на товар. Ведь чем больше объемы заказов, тем более выгодные условия у поставщика мы можем получить.
На сегодняшний день некоторые товары уже экспортируются на Украину. В планах, прежде всего, развивать экспорт в страны Восточной Европы. Следующим этапом будем Западная Европа.
— Накануне Нового года наш портал проводил сравнение цен на шампанское в московских и парижских магазинах «Ашан». Разница получилась почти двукратная. Как это можно объяснить?
— Во-первых, это объясняется законодательством в таможенной области. Во-вторых, алкогольный рынок России — это рынок в основном дистрибьютеров, оптовиков, которые устанавливают свои наценки на импортируемые алкогольные напитки. А во Франции розница работает напрямую с производителями шампанского.
— Есть ли какие-то французские товары, которые можно найти только в «Ашан», и больше ни в одном другом магазине в России?
— Это французские товары собственного производства, которые мы импортируем: сыры, вина, мясные деликатесы, молочные продукты. Их точно нельзя найти в других магазинах.
— В Англии опубликовано исследование о пекарнях супермаркетов, которые именуются «соляриями» для хлеба. Имеется в виду, что большинство супермаркетов в действительности не выпекает хлеб, а лишь разогревает замороженные полуфабрикаты. Как делает хлеб «Ашан»?
— Главное отличие и достоинство Ашан в том, что во всех классических гипермаркетах хлеб выпекается на месте. Мы дорожим высоким качеством продукции и готовы предложить покупателям ряд уникальных предложений из наших пекарен. К тому же некоторые пекарни, помимо хлеба и выпечки, изготавливают коржи для тортов для собственных кондитерских цехов Ашан.
Стоит отметить, что хлеб выпекается не во всех магазинах «Ашан». Гипермаркеты «Ашан-Сити» из-за отсутствия свободных площадей не могут позволить себе наличие пекарни, поэтому в них хлеб только разогревается.
— Региональная экспансия. В каких регионах уже появились гипермаркеты «Радуга», а где планируется их открытие в 2010 году?
— В декабре 2009 года магазины формата «Радуга» были открыты в Пензе и в Калуге. Уже на сегодняшний день магазины показали хорошие результаты и оправдали ожидания. Однако пока рано говорить об открытии новых магазинов подобного формата. Ведь это новый проект, необходимо время на его развитие. Только когда мы убедимся, что проект развивается успешно, регулярно показывает отличные результаты и востребован, мы будем планировать новые открытия.
— Ощущает ли «Ашан» нехватку предложений от застройщиков?
— Да, в 2010 и в 2011 году, скорее всего, мы ощутим нехватку квадратных метров, это объясняется финансовым кризисом конца 2008 и 2009 годов, из-за которого были приостановлены многие девелоперские проекты, меньше площадей было построено. Проекты, которые сейчас есть на рынке, были начаты до кризиса, сейчас строится очень мало торговых центров.
— Сделали ли в компании «Ашан» какие-то выводы из несостоявшегося выхода на российский рынок супермаркета Carrefour? Может быть, скорректировали бизнес-стратегию?
— Важно понимать, что «Ашан» и Carrefour имеют абсолютно различные бизнес-стратегии. Стратегия Carrefour как открытого акционерного общества направлена на кратко- и среднесрочный результат. Не получив быстрого результата в России, Carrefour принял решение свернуть свою деятельность. «Ашан» пришел в Россию надолго, поэтому, даже если мы и сталкиваемся с какими-либо трудностями, мы понимаем, что не сегодня, так завтра, мы достигнем ожидаемого результата. Наша стратегия — укреплять покупательную способность и качество жизни все большего количества клиентов, предлагая им каждый день все больше качественных товаров по низким ценам, — как нельзя лучше ответила на кризисную ситуацию. Количество приходящих к нам клиентов увеличилось.