Президент "Евросети" Александр Малис рассказал о проблеме поиска ответственного руководителя и нападках акционеров.
— Насколько актуальна проблема поиска ответственного и добросовестного руководителя?
— Это всегда было и остается большой проблемой. Гендиректор — достаточно специфическая профессия, таких людей немного. Люди, обладающие необходимыми деловыми качествами, зачастую имеют предпринимательскую жилку и не хотят работать "на дядю". При этом человек, который способен украсть, является профнепригодным на должность гендиректора.
— Склонность к краже можно проверить? Например, на полиграфе?
— Многие люди высокого уровня не захотят проходить полиграф, к тому же это сразу создает атмосферу недоверия. Человек может быть честным, но полиграф — такая вещь, слишком много личных вопросов. Поэтому случаи проверки руководителей на полиграфе остаются исключением из правил.
— Как вы относитесь к ужесточению ответственности руководителей?
— Уже сегодня можно привлекать директора за множество действий в рамках Уголовного кодекса. Если, например, гендиректор был обязан согласовать сделку, но не сделал этого, это подпадает под превышение полномочий. В случае передоверия своих полномочий директор все равно отвечает перед акционерами. Если представитель по доверенности нанес ущерб компании, следовательно, не надо было ему доверять, это проблема директора. Высокая ответственность руководителя объясняется тем, что у него много возможностей нанести компании вред: он может ее разорить, а сам при этом нажиться. Огромное количество компаний в мире обанкротилось именно из-за действий директора — умышленных или халатных. Впрочем, директор может сделать компанию как сильно хуже, так и сильно лучше — ее прибыльность тоже его заслуга.
— Как можно стимулировать директора к хорошей работе и избежать его попыток нажиться за счет компании?
— Кнут и пряник. Две морковки — одна спереди, другая сзади. Пряник заключается в том, что директор должен иметь возможность зарабатывать, его должность должна высоко оплачиваться, включая стимулирование премиями, зависящими от прибыли компании. Кнут же в том, что действия директора должны контролироваться акционерами, периодически должен проводиться аудит, финансовый контроль.
— Не перегибают ли акционеры палку, требуя взыскания убытков с руководителя компании?
— Нужно различать причину убытков — это профессиональные ошибки или умышленные действия? Если это ошибка, директора можно лишить премии или уволить. А умышленные действия должны влечь серьезные последствия и серьезную ответственность вплоть до уголовной.
— Как добросовестному директору защититься от нападок акционеров из-за убыточной сделки?
— Если он не виноват и его подвели контрагенты, то тут все зависит от масштаба потерь. Крупные сделки утверждаются советом директоров или общим собранием акционеров, поэтому тут нельзя все свалить на директора. Если сделка не подпадала под крупную, нужно оценивать действия гендиректора в совокупности. Если всего было проведено 20 сделок и из них 18 прибыльных, то оставшиеся две можно отнести к обычным предпринимательским рискам. А если 18 убыточных, значит, директор делает что-то не так.
— Какие методы воздействия на руководителя наиболее эффективны?
— Методы зависят от конкретного акционера. Но постоянным уменьшением бонусов директора мучить не стоит, потому что вы оставляете человека недовольным, при этом доверяете ему свое имущество, с которым он может сделать все что угодно, в том числе свести его стоимость к нулю. Депремировать гендиректоров глупо — их надо увольнять. Или давать возможность исправиться.