Номинальный рост покупок в России с учетом текущих трендов составит 12,5% (в рублях), прогнозирует исследовательская компания GfK. Основным драйвером рынка станет рост цен, а также постепенное увеличение предложения отечественных товаров на рынке, считает заместитель генерального директора GfK Сергей Яшко.

Ожидается, что рынок будет восстанавливаться как за счет импортозамещения, как это было после спада 1998 г., так и за счет тренда "все дома" — по аналогии с кризисом 2008-09 гг.

Тренд "Рациональный выбор"

Потребительская корзина россиян к началу 2015 г. подорожала до 10,2 тыс. руб. (в среднем столько каждый месяц тратит российская семья на покупку продуктов питания и напитков, средств гигиены, бытовую химию и товары медицинского назначения).

В связи с этим в FMCG-продажах доля премиум-сегмента падает из-за роста эконом-сегмента, где более уверенные позиции занимают частные марки. Однако пока позиции лидеров продаж устойчивы, как в целом по FMCG-рынку, так и по продовольственному и непродовольственному сегменту.

GfK отмечает изменения состава покупательской корзины: доля свежих продуктов питания в покупках российских домохозяйств снизилась (тренд отмечен еще в 2014 г.). "Не везде "выпавшие" в результате контрсанкций объемы можно было заместить в течение короткого времени, к тому же значительную роль сыграла девальвация рубля — взлетевшие в результате цены заставили потребителей экономить", — говорит Сергей Яшко.

Так, уже в четвертом квартале 2014 г., GfK зарегистрировала снижение объема потребления рыбы, некоторых видов мяса, свежих
фруктов и овощей, некоторых видов молочной продукции, например, сырам. Что касается мясных категорий, то здесь отмечается увеличение потребления более дешевых видов мяса, прежде всего, мяса курицы.

Компания также отмечает рост внутреннего производства, что уже становится заметно на продажах отдельных категорий. К примеру, категория сыров имеет все шансы на восстановление уже в 2015 г. Стоит отметить, что молочный сегмент в целом вырос на 2% по объему, хотя цены на этом рынке еще до острой фазы кризиса выросли существенно.

"Рациональный" тренд оказывает решающее влияние на развитие каналов розничной торговли. В такой ситуации преимущество имеет формат дискаунтеров, считают в GfK. Эксперты компании провели анализ потерь и приобретений для различных каналов торговли, в том числе формата дискаунтеров, который показывает наибольший рост в 2014. Так, формат увеличил свои продажи в прошлом году на фантастические 200 млрд руб. При этом почти 86 млрд руб. – это дополнительные продажи за счет того, что текущие покупатели ходят в эти магазины чаще, тратя, соответственно, больше денег.

Тренд "Все дома"

Другим влиятельным трендом является так называемая тенденция "все дома". Снижение покупательной способности заставило россиян
отказываться или сократить расходы на развлечения вне дома, покупку еды на вынос и походы в рестораны и кафе.

"Россияне стали больше готовить дома, что стимулирует рост целого ряда категорий продовольственных товаров. К тому же, приготовление еды дома — это не только необходимость, это страсть для как минимум 19% россиян. Все это стимулирует продажи ингредиентов для приготовления блюд и выпечки", — говорит Сергей Яшко.

По данным потребительской панели GfK, объем потребления хлеба снизился в 2014 г. на 4,6% в натуральном выражении, зато
ингредиенты и полуфабрикаты для его изготовления показали уверенный рост (например, мука – на 12%, дрожжи – на 14%, замороженное тесто – на 4,4%).

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments