В среду Дума утвердила во втором чтении новую структуру потребительской корзины, которую отныне решено утверждать не реже чем раз в пять лет. «Корзинка» незначительно потяжелела по сравнению с ныне действующей. Изменилась по большому счету только калорийность пищевого набора: теперь россиянам предлагают есть больше мяса, рыбы и фруктов и урезать потребление хлеба, макарон и картофеля. По предварительным подсчетам, она подорожает всего на 84 руб., или на 3,3%. Увы, дело вовсе не в том, что представленные в корзине товары так медленно дорожают. Объем корзины используется как отправная точка для расчета прожиточного минимума и в конечном счете уровня жизни. Нетрудно догадаться, что при искусственно дешевой корзине даже не самые щедрые индексации зарплат и пособий способны уничтожить бедность – правда, только на бумаге.
Срок действия нынешней потребкорзины, утвержденной в 1990-х гг., истек уже в конце 2004 г. Все бы ничего – жили же целый год без новой корзины. Да только на основании минимальных норм потребления рассчитывается прожиточный минимум, который не только оценивает уровень жизни россиян, но и необходим для определения размера социальных пособий. Последний раз прожиточный минимум правительство утверждало в четвертом квартале 2004 г. Тогда его величина в расчете на душу населения составила 2 тыс. 451 руб., для трудоспособного населения – 2 тыс. 690 руб., для пенсионеров – 1 тыс. 849 руб. и для детей – 2 тыс. 394 руб. По подсчетам депутатов, если бы закон о потребительской корзине был принят своевременно, то величина минимума за этот год увеличилась бы на 300 руб. в среднем на душу населения и на 450 руб. – для детей.
Правительство, которое почти целый прошлый год трудилось над новой корзиной, мало что изменило в ее структуре. Правительственная «корзинка» подорожала в среднем лишь на 84 руб., или на 3,3%, в том числе для трудоспособного населения – на 72 руб. (2,7%), для пенсионеров – на 100 руб. (4,8%), для детей – на 117 руб. (4,4%). Улучшения удалось добиться в основном за счет изменения продуктовой составляющей. Картофельно-хлебную диету рекомендовано разбавить дополнительным количеством белковой пищи и чуть большими порциями фруктов и овощей. Например, нормы потребления мяса увеличены на 22%. Правда, достижение скромное: даже увеличенная норма – 37 кг в год – намного меньше рекомендаций специалистов НИИ питания РАМН, которые советуют потреблять 50-60 кг. Овощи из корзины «тянут» на 97 кг в год, но большая часть – это капуста (40 кг) и столовые корнеплоды вроде свеклы или моркови (40 кг), а вот огурцов и помидоров всего 2 кг. Предлагается также «подналечь» на молочные продукты (238 кг) и яйца (20 штук).
Перечень непродовольственных товаров и сроки их службы авторы решили вообще не менять. Гардероб верхней одежды, по их мнению, должен содержать пальто, плащ и куртку, и его смело можно не обновлять семь с лишним лет. Каждому полагается всего 6 пар обуви, срок износа которой, без скидок на совесть производителей, должен составлять три года. Нижнее белье, по мнению авторов, может выглядеть как новое в течение 2,4 года. Женщинам надлежит прекратить работать на колготки, если они желают уложиться в минимум – 7 пар, по мнению разработчиков, вполне хватает на год. Услуги почти в нетронутом виде также перекочевали из старой корзины – авторы отдельной строкой прописали лишь услуги культуры: 5% от общей стоимости услуг. В месяц получается целых 45 руб.: живите как люди – ходите в театры, библиотеки и ни в чем себе не отказывайте.
Впрочем, депутаты проявили все же заботу о российских гражданах, прежде всего о стариках и детях. Во-первых, они увеличили расходы для этих категорий на товары первой необходимости и лекарства: для пенсионеров с 10 до 15% от общих затрат на непродовольственные товары, а для детей – с 10 до 12%. Для пенсионеров станет доступным общественный транспорт – в год они могут совершить 150 поездок (ранее их вовсе не было). По мнению депутатов, больше старикам и не требуется. «Это цифра реальная, – заверила депутатов член комитета по труду и социальной политике Вера Оськина. – Она подкреплена расчетами и статистическими исследованиями, которые проводили Минздравсоцразвития и Минтранспорт».
Кроме того, россияне смогут и дальше продолжать ходить в парикмахерскую, париться в бане – депутаты не стали сокращать расходы на сферу услуг до 10%, как предлагало правительство, оставив прежние 15% от общей стоимости. «В перерасчете на деньги это получается 80 руб. [в месяц] – непонятно, как в эту сумму можно уложиться, – возмущается независимый депутат Сергей Попов. – Я предложил единороссам ради эксперимента попробовать обойтись указанной суммой, на что они мне возразили, что пятью хлебами всех не накормишь. И получается, что потребкорзина в стране, которая председательствует в данный момент в «большой восьмерке», меньше, чем гуманитарная помощь, оказываемая ООН Сомали».
Когда законопроект принимался в первом чтении, гневу депутатов не было предела. Однако ко второму чтению пыл народных избранников иссяк, и правка в закон о потребительской корзине была внесена минимальная. В чем причина такой резкой смены настроений? Возможно, в дело вступила «магия цифр», которой зачастую увлекаются российские власти. Известно, что руководство страны поставило политическую задачу борьбы с бедностью. Согласно президентским ориентирам, к 2008 г. численность тех, кто едва сводит концы с концами, не должен превысить 10-12% от общего числа населения. Между тем объем потребительской корзины играет не последнюю роль в расчете этих показателей.
Как пояснила RBC daily заместитель руководителя центра проблем доходов и социальной защиты населения Всероссийского центра уровня жизни Алевтина Гулюгина, для оценки уровня жизни используется такая величина, как покупательная способность граждан. «Она рассчитывается как соотношение средних доходов граждан к величине прожиточного минимума, – сказала г-жа Гулюгина. – Согласно законам арифметики, чтобы гражданин больше смог купить, его доходы должны постоянно множиться при незначительном изменении прожиточного минимума». Очевидно, что искомых значений покупательной способности (читай – уровня жизни) можно добиться двумя способами: или быстро повышая доходы, или сдерживая рост прожиточного минимума. При нынешних ценах на нефть правительство легко индексирует зарплаты и пенсии. Но, судя по всему, власти решили подстраховаться. С одной стороны, возможности по индексации не безграничны. С другой – если бы депутаты сделали «корзинку» более реалистичной, то в этом случае неизбежно пришлось бы поднять «черту бедности», за которой рисковала бы скрыться немалая часть населения.