Компания Dragan Group Retail, которой принадлежат бренды Linella, Unimarket и UniVivo, открывшая 66 магазинов в Республике Молдова, с этой весны сменила исполнительного директора. Кристиан Морат обладает 10-летним опытом в сфере продаж, пять из которых провел в Румынии (Plus и Penny Market). Господин Морат своевременно определил возможности роста сетей магазинов, которыми управляет. Продолжение расширения, оптимизация ассортимента, а также передача знаний ноу-хау своей команде — лишь несколько целей, которые нам удалось обсудить.
— Почему вы выбрали розничную торговлю в Республике Молдова, и что вы можете сказать об этом рынке, после нескольких месяцев управления большими сетями магазинов?
— На протяжении карьеры мне выдался шанс поработать не только на развитых рынках, таких как Германия, но и в странах, где область розничной торговли еще очень молода – так было в Румынии в начале 2000-ых, на этой ступени находится сейчас и Республика Молдова. Я предпочитаю развивающиеся рынки, так как вклад в развитие компании, на которую работаешь, может быть быстро замечен. В результате переговоров с топ-менеджерами этой компании я понял, что рынок позволяет построить множество вещей, а я могу внести свой вклад в развитие Linella и Unimarket, чтобы эти сети магазинов стали стандартами современной розничной торговли в Молдове.
Мы уже сделали несколько важных шагов в этом направлении, а в следующие два года ситуация обещает заметно улучшиться. Хочу отметить прозрачность этого здорового бизнеса, управляемого местным предпринимателем, который развил несколько успешных дел, такие как винные и колбасные фабрики.
Если говорить о молдавском рынке розничной торговли, то можно заметить тренд развития, благодаря расширению нескольких присутствующих здесь сетей. В Кишиневе сконцентрирована большая часть магазинов компаний, присутствующих в современной торговле. Другие города также представляют возможности для нас, я говорю о Бельцах, Комрате, Оргееве и др.
С другой стороны, в Молдове возросла и покупательская способность, здешний рынок очень похож на румынский в 2003-2004 гг.. Хочу отметить, что цены на некоторые продовольственные продукты выше, чем в Румынии, причина этому – отсутствие разнообразия товаров и реальной конкуренции в некоторых категориях.
— Как вы оцените объем рынка розничной торговли в Молдове?
— Думаю, мы приблизились к миллиарду евро, но утверждать не могу.
— Расскажите о Dragan Group Retail и о двух сетях магазинах, принадлежащих компании, – Linella и Unimarket?
— Как я уже говорил, Moldretail Group принадлежит семье предпринимателей, которая изначально продвигала бизнес в сфере производства. Компания открыла первый магазин Linella в ноябре 2001 года, а на сегодняшний день сеть насчитывает 30 магазинов, 19 из которых находятся в Кишиневе, остальные за его пределами – в Бельцах, Комрате, Рышканах, Глодянах, Теленештах и др. Linella – супермаркет среднего класса, а Unimarket – формат, который мы продвигаем вне Кишинева, в маленьких городах с меньшей покупательской способностью. В 2014 году, Dragan Group приобрела компанию Unimarket, которая насчитывала 32 магазина. Linella и Unimarket соединились, а над их организацией и управлением работает единая команда. В декабре 2014 компания приобрела и местоположения магазинов "Пятерочка", открыв впоследствии там магазины Linella и Unimarket. В настоящий момент действуют 36 магазинов Unimarket, два из которых открыты под брендом UniVivo.
— Сколько магазинов было открыто с начала 2015 года? Расскажите о ваших планах по расширению.
— С января текущего года и по сегодняшний день мы открыли шесть магазинов: два магазина Unimarket, один из которых под брендом UniVivo, и четыре супермаркета Linella. Последний из них был открыт 7 июля. К окончанию года в наших планах 37 действующих магазинов Linella и 45 Unimarket.
— В общих чертах, сколько товаров представлено в каждом формате магазина и какая доля приходится на различные категории товаров?
— Ассортимент супермаркетов Linella насчитывает около 10.000 наименований товаров, в то время как в Unimarket можно найти почти 8.000. Мы собираемся оптимизировать ассортимент и реструктурировать продуктовый портфель. Мы выбрали два направления – продукты по конкурентоспособным ценам и легкость, с которой их можно идентифицировать на полках. Это означает, что мы сузим ассортимент до 5.000 наименований товаров, основываясь на продуктах среднего класса. Иногда в супермаркетах Unimarket будут появляться и товары премиум, правда, не значась в основном ассортименте.
Что касается доли продуктов питания и непродовольственных. Продовольственные занимают 95% торговой площади, что отражается и на продажах. Со временем возрастет и доля непродовольственных товаров, очень привлекательных, по специальным ценам.
— Если составить топ более продаваемых категорий продуктов, какие займут первые места?
Наши топ-5 категорий – молочные продукты (йогурты, творожные и др.), свежее мясо и мясные продукты, безалкогольные напитки, базовые продукты, овощи и фрукты. Продажи последней категории возросли на 30%, что указывает на очень большой потенциал в этой области. Конечно, агропродовольственный рынок составляет для нас конкуренцию, но тут возможны интересные проекты и стратегические партнерства с местными производителями. Мы периодически встречаемся с мелкими производителями, и уже идентифицировали тех, с кем можно отлично работать, если объяснить требования сети магазинов.
— Над какими проектами вы работаете на данный момент?
— Этим летом мы откроем в Кишиневе центр логистики для нашей компании. Это будет первый центр подобного масштаба – площадью в 6.000 квадратных метров и доступным объемом хранения около 1.500 поддонов. Центр логистики оснащен зоной для очень свежих продуктов, кроме той, что предназначена для продуктов, хранящихся при комнатной температуре. Мы будем обсуждать с поставщиками возможность централизованной доставки, а не по магазинам, как происходит сейчас.
Также, говоря об ассортименте, мы ведем переговоры с поставщиками из Румынии, чтобы представлять их товары на полках магазинов нашей сети, особенно это касается категорий, в которых в Молдове нет широкого выбора. Благодаря ликвидации таможенных пошлин, цены будут более конкурентоспособные по сравнению с предыдущими годами. Я уверен, что молдавские покупатели открыты к ассортименту румынских товаров. Доступ большого количества поставщиков, развитие современной розничной торговли, рост конкуренции приведут к заметному снижению цен, цель, которую мы поддерживаем различными способами.
— Поделитесь вашими среднесрочными планами.
— Мы планируем ускорить темпы расширения. Наша цель – около 120 магазинов к концу 2016 года. Мы ищем новые возможность в Кишиневе и других городах, и планируем стать крупнейшим ритейлером в Молдове.