Индекс потребительского доверия в мире падает уже седьмой квартал подряд и, согласно данным результатов онлайн-исследования компании Nielsen, третий квартал 2011 г. не стал исключением. На 31 из 56 мировых рынков был отмечен спад потребительского доверия.
По словам Венкатеша Балы, главного экономиста The Cambridge Group, третий квартал был достаточно сложным для мировой экономики и финансовых рынков на фоне застывших показателей безработицы в США и усугубления долгового кризиса в евро-зоне. Как подчеркнул эксперт, среди потребителей растут кризисные настроения, и более половины заявляют, что ощущают экономический спад. Это на четыре процентных пункта выше показателя прошлого квартала и на семь пунктов выше показателя начала года.
Результаты исследования в третьем квартале 2011 г. показали, что большинство респондентов (64%) в мире считают, что сейчас не лучшее время для трат. При этом каждый пятый европеец и каждый третий североамериканец сообщают, что у них нет свободных денег. Прогноз для потребителей в этом регионе более пессимистичен, чем в разгар экономического кризиса 2009 г. Из тех североамериканцев и европейцев, кто ощущает экономический спад, примерно 60% полагают, что он продолжится в следующем году, говорится в официальном сообщении компании Nielsen. В первом квартале 2009 г. таких ответов было 54%.
Среди онлайн-потребителей экономика снова стала главным источником беспокойства по всему миру, набрав 18% голосов. Последний раз экономика возглавляла список источников беспокойства в четвертом квартале 2010 г., затем в первой половине 2011 г. ее место заняло опасение роста цен на продукты питания. Далее следует боязнь увольнения, указанная 14% процентами потребителей. Замыкают пятерку самых насущных проблем респондентов баланс между работой и личной жизнью, рост цен на продовольствие и беспокойство о здоровье.
«На фоне буксующего рынка труда и неуверенности в перспективах мировой экономики в третьем квартале боязнь увольнения и прочих экономических рисков во многих странах мира достигает рекордных отметок», — подчеркнул Венкатеш Бала.
Российские онлайн-респонденты по-прежнему больше всего беспокоятся о своем здоровье (15%), однако, число тех, кого больше всего волнует рост расходов на ЖКХ (11%) выросло по сравнению со вторым кварталом 2011 г. Обеспокоенность состоянием экономики выразили 10% опрошенных россиян, что на три пункта выше второго квартала 2011 г.
Намерения в области расходов
По данным исследования Nielsen, в случае 10% увеличения бюджета потребители готовы увеличить расходы на развлекательные категории, например «туризм и путешествия» (+29%) и «отдых и развлечения» (+20%). Также у опрошенных имеется ощущение экономической нестабильности и необходимость подстраховки, таким образом, потребители также увеличивают «сбережения/инвестиции» (+25%).
С другой стороны, отмечают эксперты Nielsen, при уменьшении бюджета на 10% уменьшаются необязательные расходы, особенно в области «одежды и обуви» (-21%) и «посещений ресторанов» (-18%). Потребители также указали на сокращение расходов на «электронику и бытовую технику» (-14%), поскольку эти три сектора, по их мнению, окажутся наиболее уязвимыми при ухудшении экономического климата.
Европа: Запад борется, Восток улучшается
Европейские страны остаются одними из наиболее пессимистично настроенных.
«По всей зоне евро процветает долговой кризис и крайне высокая нестабильность финансовых рынков, что снижает уровень доверия потребителей, особенно в Португалии (40), Ирландии (64), Греции (51) и Испании (56): в каждой из этих стран индекс потребительского доверия значительно ниже общеевропейского уровня в 74 пункта», — продолжил Венкатеш Бала.
Несколько рынков сообщили о двузначном падении индекса доверия потребителей, причем, наиболее значительное снижение зафиксировано во Франции — на 13 пунктов, до 56.
В то время как Западная Европа переживала сложный квартал, несколько стран Восточной Европы победили негативную тенденцию, и в девяти из десяти стран-участниц опроса, потребительское доверие начало восстанавливаться.
Россия, самая крупная экономика Восточной Европы, продемонстрировала рост индекса потребительского доверия на 7 пунктов по сравнению со вторым кварталом 2011 г., до отметки в 89 пунктов.
«С 2008 г. российские потребители сдерживали свои траты, однако в третьем квартале 2011 г. они предпочли стратегию «здесь и сейчас», — рассказал Пол Уокер, региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе. — В третьем квартале уверенность онлайн-респондентов в России в состоянии собственных финансов возросла, хотя покупательная способность еще не восстановилась в полном объеме и россияне проявляют осторожность в своих надеждах на будущее».
Оставаясь ниже среднего уровня потребительского доверия по Европе страны Прибалтики — Латвия (69), Литва (71) и Эстония (72) — показали самый высокий по региону рост, — на 12, 11 и 6 пунктов соответственно.
«Рост индекса потребительского доверия произошел благодаря улучшению макроэкономических показателей. Показатели роста ВВП в Прибалтике, где наблюдается постепенное снижение уровня безработицы, самые высокие по Европе», — комментирует Марти Муна, руководитель отдела потребительских исследований Nielsen в Прибалтике. — Однако поскольку продовольственная инфляция составляет около девяти процентов, рост объема потребительской корзины по сравнению с прошлым годом минимален, и потребители остаются очень осторожными, предпочитая накопление тратам».
Польша также восстановилась после предыдущих двух кварталов падения индекса потребительского доверия: он вырос на 8 пунктов и составил 74 пункта. «Польша была единственной европейской страной, не пострадавшей от кризиса в 2009 году, однако недавно она испытала на себе действие экономической неустойчивости», — сообщил Кириякос Кирияку, региональный директор Nielsen в странах Восточной Европы. — Население боялось худшего из-за роста безработицы и цен на нефтепродукты, однако теперь они осознали, что их страхи, вероятно, были преувеличены, и смотрят на будущее более оптимистично».