В России установят жесткий контроль за перевозками этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Для этого будет создана специальная автоматизированная система. На что потребуется более 97 миллионов рублей, планируется, что их выделят из бюджета страны.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) подготовила проект постановления правительства, который вводит такой контроль. Документ размещен на официальном сайте министерства экономического развития для проведения публичных консультаций, которые продлятся до 23 мая.
В систему контроля будут заносить информацию о перевозках спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов. Сведения должны поступать в Росалкогольрегулирование в электронном виде по спутниковым навигационным системам. Эксперты, опрошенные "РГ", не исключают, что для этого будут использовать ГЛОНАСС или GPS. В процессе транспортировки спирта ее организатор должен сообщать в Росалкогольрегулирование маршрут движения, время и место стоянок, нахождение в конкретное время. Всю поступающую информацию необходимо хранить пять лет.
Сегодня, напомним, процесс перевозки спирта никак не контролируется. Отчасти из-за этого, по оценкам Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя, около 40 процентов спиртного на российском рынке нелегального производства. Директор центра Вадим Дробиз пока не представляет, как именно будет работать эта система, но уверен, что в сложившейся на отечественном алкогольном рынке ситуации любое ужесточение контроля пойдет на пользу. Его позицию разделяет и глава Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. "Это дело правильное, в перспективе оно может дать результат", — сказал он.
При регистрации в системе перевозчикам предстоит сообщить в уполномоченный орган свой ИНН, номер лицензии, марки, модели и номера государственных регистрационных знаков транспортных средств, на которых "поедет" спирт. А также номера и даты товарно-транспортной накладной, уведомления, подтверждающего перевозку спирта, и справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импорта за исключением товаров Таможенного союза). Помимо этого перевозчик должен будет уведомить Росалкогольрегулирование о дате начала и окончания перевозки и местах загрузки продукции и ее выгрузки. Все передаваемые сведения должны быть заверены электронной подписью.
В Росалкогольрегулировании "РГ" объяснили, что идея контроля перевозок была заложена еще в поправках в закон о госрегулировании алкоголя, принятых прошлым летом. "Подготовленный документ — это подзаконный акт, причем не последний, который необходим, чтобы система контроля перевозок заработала", — сказал представитель пресс-службы ведомства Александр Куликов.
Однако спрогнозировать, когда система контроля перевозок спирта может начать работу, никто из собеседников "РГ" не решился.