Цифровой ритейлер DNS планирует в этом году увеличить количество магазинов на четверть, с 941-й (на конец 2014 г.) до 1 180 точек. Об этом Retailer.RU рассказал директор компании по маркетингу Юрий Чернявский.

Еще осенью прошлого года ритейлер планировал, что откроет в этом году 160 объектов, сейчас же речь идет почти о 240. Впрочем, это не значит, что компания пересмотрела — и пересмотрела агрессивно — инвестпрограмму в части развития физической розницы. "Открытие открытию рознь. Нужно учитывать, в том числе и формат: в 2015 г. мы планируем открывать магазины преимущественно среднего и малого форматов, — подчеркивает Юрий Чернявский. — Кроме того, дело ведь не в конкретном количестве открытий, а в занимаемой доле рынка и рентабельности. Поэтому называемые сегодня планы открыть 240 точек со временем могут быть скорректированы — например, следом за изменением платежеспособности населения или наших инвестиционных возможностей".

Прошлый год прошел для ритейлера под знаком оптимизации торговых площадей и ставки на средний формат (до 300 кв. м). За год средняя площадь магазина сократилась с 350 кв. м до менее 300 кв. м. По мере нарастания кризисных явлений в экономике преимущества этого формата становились все более очевидными: так, он отличается большей интенсивностью продаж — выручка с кв. м сегодня здесь больше, чем у основного, крупного, формата (разницу в компании не раскрывают).

Решив продолжить эксперимент, в конце 2014 г. ритейлер запустил еще один формат — малый, или, как его называют в компании, smart-формат (сегодня в нем работает около 50 точек). "Торговая площадь такого объекта составляет от 50 до 100 кв. м, ассортимент смещен в сторону мобильной цифровой техники и аксессуаров к ней: это смартфоны, планшеты, фотокамеры, смарт-часы, фитнес-треккеры и т. д., — рассказывает Юрий Чернявский. — Кроме того, концепция smart-формата предполагает оказание дополнительных услуг покупателю по настройке и эксплуатации мобильных устройств". Такие магазины позволяют компании быть представленной в тех местах районах или торговых центрах, где есть хороший трафик, но по каким-либо причинам нет возможности открыть магазин большой площади: отсутствует подходящее помещение, собственник просит высокую арендную плату и др.

География запланированных к открытию в этом году объектов охватывает всю страну, но преимущественно касается западной ее части (до Урала). "Чем меньше занимаемая нами доля рынка в том или ином городе, тем больше магазинов будем стараться там открыть, — говорит Юрий Чернявский. — Наша цель — наращивание доли рынка при удержании желаемой рентабельности". Сделки M&A в планы ритейлера не входят. Развитие будет происходить только органически, за счет как собственных, так и заемных средств.

Выросли по верхней границе

Все это позволит нарастить по итогам текущего года выручку на 20%, рассчитывают в компании Помимо органического развития, источниками роста станут дальнейшая работа с ассортиментом, форматами, развитие интернет-продаж.

При этом по итогам 2014 г., при сопоставимом количестве открытий (226), выручка DNS увеличилась лишь на 6,1%, составив 115,1 млрд руб. (без НДС) — при отсутствии роста сопоставимых продаж и даже некотором каннибализме трафика, с которым сталкивается компания.

6,1% — это верхняя граница данного ранее прогноза компании (0−6%). Замедление темпов роста, с которым ритейлер столкнулся в прошлом году, в компании объясняли в первую очередь снижением покупательской способности, а также процессами оптимизации сети и ставкой на малый формат. Закрыть же год на верхней границе прогноза позволил ажиотажный спрос на технику, наблюдавшийся в декабре 2014 г.

Конкуренты тоже определились

Другие участники рынка тоже определились с планами на год. Так, "Позитроника" намерена продолжить развитие в регионах. В приоритете — Центральный и Уральский федеральные округа, где будут открываться как полноформатные объекты, так и точки выдачи интернет-заказов "Поинт" (компания развивается преимущественно по франчайзингу). "Сейчас на рынке сложилась ситуация, которая для некоторых компаний вполне может стать благоприятной. С рынка уходят слабые игроки, что позволяет сильным занимать привлекательные торговые площадки. Главное сегодня — иметь достаточно средств для поддержки и развития бизнеса, поиска новых каналов сбыта и разработки интересных идей. Если освобождающиеся локации займут компании, имеющие в условиях низкого потребительского спроса и невысокой оборачиваемости достаточный финансовый запас, то у них будут все шансы "снять сливки", как только рынок снова подаст признаки жизни", — подчеркивает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций "Позитроники" Лариса Гордиенко.

Открытия значатся и в повестке дня петербургской сети "Компьютер-центр Кей". Назвать конкретные планы генеральный директор компании Михаил Иващенко отказался. "Сегодня достаточно сложно прогнозировать, какой для нашего рынка окажется осень. Поэтому в плане развития возможны корректировки", — подчеркнул топ-менеджер.

Агрессивный рост? Только для финансово устойчивых

По оценкам "ВТБ капитал", в 2015 г. рынок цифрового ритейла может сократиться на 25−30% в денежном выражении. Поэтому строить амбициозные планы стоит тем игрокам, которые отличаются устойчивым финансовым положением, предупреждает аналитик "ВТБ капитал" Мария Колбина.

"Компании-лидеры, находящиеся в устойчивом финансовом положении, пытаются использовать возможности, которые предоставляет ситуация экономического спада и слабость игроков-конкурентов, в итоге наращивая свою долю рынка, — соглашается старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. — Но в непродовольственной рознице эта стратегия не выглядит однозначной — в связи с ростом онлайн-сегмента, а также высокой ценовой конкуренцией".

Справка

Компания DNS основана в 1998 г. во Владивостоке. Насчитывает более 900 магазинов во всех федеральных округах РФ. Выручка в 2014 г. — 115,1 млрд руб. (без НДС).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar