Основные тезисы доклада

Традиционный V Конгресс торговой недвижимости был построен на обсуждении результатов исследования ИД Retailer Retailer Expansion 2013. Исследование состояло из двух частей, первая из которых была полностью посвящена розничной торговле. Участники Конгресса стали обладателями самой эксклюзивной информации об итогах деятельности топ-56 главных "арендаторов" по итогам 2013 г.

Основными мыслями обзора рынка розничной торговли России стали:

• Падение темпов роста розничной торговли по итогам 2013 г. до 4% (в сопоставимых ценах; прогноз ИД Retailer).
• Росстат недооценивает долю сетевой торговли в обороте розницы. По данным Росстата, на сетевую торговлю приходится 3,6 трлн руб., в то время как совокупная выручка топ-100 крупнейших розничных компаний России составляет почти 4 трлн руб.

Основными мыслями обзора ТОП-56 главных "арендаторов" стали:

• Как мы считали? Изначальной выборкой стал список ста крупнейших розничных компаний — Retailer Russia Top-100. По каждому из выбранных четырех показателей — таких, как динамика выручки (%), динамика торговой площади (%), прирост торговой площади (кв. м) и чистые открытия — был составлен топ-25 самых динамичных участников топ-100. Если компания оказывалась хотя бы в одном из этих четырех списков, она автоматически становилась главным "арендатором". Под этим термином мы понимали не только и не столько тех, кто развивается на арендуемых (а не на собственных) площадях, сколько любых пользователей торговой недвижимости.

• Лидером рейтинга топ-56 главных "арендаторов" стала компания "Бест Прайс", развивающая сеть магазинов Fix Price, показавшая по итогам 2013 г. фантастические темпы роста (и выручки, и торговой площади и др.).

• По итогам 2013 г. топ-56 главных "арендаторов" открыли 6 332 магазина, что в 1,2 меньше, чем годом ранее. Торговая площадь участников списка при этом увеличилась почти на 3 млн кв. м — это чуть больше, чем годом ранее. Вывод: крупные форматы сегодня более востребованы, чем малые.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов" — наглядный инструмент для первичного анализа состояния той или иной компании. Сети располагаются в поле диаграмме в соответствии сразу с несколькими критериями: динамика выручки (%, ось Х), динамика торговой площади (%, ось Y), размер круга (количество чистых открытий) и т.д. Средние для рынка значения также отмечены осями.
Компании в правом верхнем квадранте — это те сети, которые демонстрируют и высокие темпы роста выручки, и высокую динамику площадей. Среди этих компаний — Fix Price, "Красное и Белое".
Компании в левом нижнем квадранте — сети, демонстрирующие аккуратные темпы роста площадей и прирастающую выручку.
Компании в правом нижнем квадранте — сети с небольшими темпами роста площадей и большими темпами роста выручки.
Компании в левом верхнем квадранте — сети, активно наращивающие площади, но не выручку. К счастью для всех топ-56 главных "арендаторов", в этом квадранте не оказалось почти никого.
В целом диаграммы состояний свидетельствуют о замедлении темпов роста. Даже "Магнит" замедляет темпы роста.
• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке FMCG+ (компании с долей выручки от крупных форматов не ниже 10%).
Лидер рынка — "Магнит" замедляет темпы динамики торговой площади и выручки.
"Ашан" отрывается от коллег по цеху (за счет покупки сети гипермаркетов "Реалов").
"Лента" "убегает" от "О’Кея".
"Метро Кеш энд Кэрри" сохраняет свои позиции.
Западные операторы остаются в целом более аккуратными в развитии, нежели российские.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке FMCG.
Практически все участники замедляют развитие.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке DIY.
Лидеры преимущественно не растут.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке БТиЭ.
"М.Видео" увеличивает разрыв с "Эльдорадо" (в обороте).
"Медиа Маркт Сатурн" наращивает темпы роста выручки и торговых площадей.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке аптек.
Опережающими темпами растет "Ригла".
А5, входившая в предыдущие годы в десятку самых динамично развивающихся компаний, сбавляет темпы роста.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке детских товаров.
"Кораблик" традиционно показывает высокие темпы роста.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке компьютерной техники.
Фантастические результаты (все ниже, чем в предыдущие годы) продолжает демонстрировать гибридный формат — сеть "Юлмарт".
DNS, также прираставший в последние несколько лет высокими темпами, сбавляет их.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке косметики и парфюмерии.
Низкие темпы роста (вплоть до близких к нулю) у лидеров рынка.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке мобильных устройств.
Общее замедление темпов роста.

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке косметики и парфюмерии.
Фантастические темпы роста (по обеим осям) шведской сети H&M (и по 2012 г., и по 2013 г.).

• Диаграмма состояний топ-56 главных "арендаторов", занятых на рынке спорттоваров.
"Адидас" не довивается в 2013 г. целей роста на российском рынке.
"Спортмастер" держит лидерство, увеличивая темпы роста.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments