Дата: 5 декабря 2012 г., длительность – 19,07 минута, размер – 185 Мб
Сессия «Ритейлеры + девелоперы: итоги развития 2012, планы на 2013 год». Четвертая серия.

Анастасия Козлова, руководитель проектов по комплексному развитию KR Properties: По поводу изменения формата у вас было интересное замечание по поводу интернета. У «Связного», по-моему, в совместном проекте с Tele2 были тоже идеи гипермаркетов, где у вас объединяется идея…Не гипермаркетов, пардон.

Илья Смирнов, руководитель департамента по управлению недвижимостью ГК «Связной»: Интересные у вас источники.

Анастасия Козлова: Я продолжаю вас всех поражать. 15, по-моему, салонов вы планировали с Tele2 совместно?

Илья Смирнов: А откроем десять. Совместно с Tele2 мы откроем десять в этом году. Вообще «Связной» выступил несколько скромнее в плане прироста недвижимости, чем в прошлом. При плановых 500 объектах мы откроем 620. Открываемся в двух форматах. Это «Связной» непосредственно 40-45 кв.м и «Связной 3» 100-120 кв.м. Это что сделали? Соответственно, плюс Tele2 десять объектов, которые мы откроем в этом году. Ну, вот, собственно говоря, за этот год, наверное, все.

Анастасия Козлова: По-моему, у вас еще были планы по развитию "яблочных"?

Илья Смирнов: Мы вошли в партнерскую программу Apple. В следующем году мы уже начнем открывать объекты. На стадии запуска. К сожалению, не удается к новому году это сделать. Сделаем в первых числах февраля. Начнем открывать уже первые Apple.

Анастасия Козлова: Сколько планируете на 2013 г. и где?

Илья Смирнов:
Пока четкой цифры нет. Есть четкое понимание, что это будет порядка, наверное, приблизительно 15 объектов. Первые объекты уже подписаны, их порядка четырех штук. Это не Москва. Это Новосибирск, Казань, Нижний, Краснодар и так далее. То есть это региональный проект.

Анастасия Козлова: Это связано с тем, что в Москве уже достаточно Apple и …

Илья Смирнов:
Это связано с тем, что мы видим Apple от «Связного» там, и Apple видит нас там.

Анастасия Козлова: То есть ваша стратегия также будет связана с регионами?

Илья Смирнов: Мы – федеральная компания. Развиваемся, соответственно, федерально. Основной упор, конечно, делаем на основные регионы. У нас достаточно хорошие продажи в ЦФО. Это опять же Урал, Сибирь. Это вот три региона, где мы себя чувствуем хорошо. Я так понимаю, коллеги тоже неплохо себя здесь чувствуют в этих регионах. Поэтому основной упор на них мы делаем, а в принципе мы развиваемся везде по всей стране. И в 2013 г. тоже. В 2013 г. планируем отрыть 500 объектов, но думаю, что чуть больше опять же сделаем.

Анастасия Козлова:
Опять же так же скромно чуть чуть.

Илья Смирнов: Скромно, да. К сожалению, не удается как в 2011 г.

Анастасия Козлова: То есть вам ни коммерческие условия, ни форматы объектов не мешают развивать сеть?

Илья Смирнов: Пока нет. Пока мы чувствуем себя в этой цифре в планах 500 объектов, в которых мы себя видим. 80-100 это как раз объекты премиального формата «Связной 3», а все стальное это стрит или ТЦ формата просто «Связной» 40-45 кв.м. 

Анастасия Козлова:
Чего больше: стрита или торговых?

Илья Смирнов
: Стрита. Стрита больше.

Анастасия Козлова: И у вас он не умер? Нормально себя чувствуете?

Илья Смирнов: Не умрет — это точно. Я думаю, он долго еще будет жить. Нам он интересен точно.

Анастасия Козлова: Отлично. Есть еще идея тогда спросить по поводу детских форматов. Как развивается Imaginarium, Hamleys, ideas4retail.

Светлана Фарниева, директор по развитию компании ideas4retail: По поводу развития детских товаров и не только детских. В группу ideas4retail входят еще товары для дома, представленной концепцией Cook House. В этом году мы планировали открыть…На конец года мы планировали, что у нас будет порядка 50 магазинов. План мы выполнили. Открыли 50 магазинов. Сейчас в открытии шесть магазинов. До конца года все откроются. По планам развития в Москве и во всех городах-миллионниках. Исключением в этом году был Сургут. В 2013 г. по этим брендам планируем открыть порядка 50 магазинов также. И в совокупности будет 100 на конец 2013 г. Планируем так и дальше развивать Москву, дальше будем в районные ТК и городах менее млн — от 500 000 жителей.

Анастасия Козлова: Это тоже уже на 2013 г.?

Светлана Фарниева:
Это на 2013 г. Также в 2013 г. планируем вывести новые бренды, о которых пока не могу говорить. Будет порядка 30 магазинов до конца года открыто.

Анастасия Козлова:
Это вдобавок к тому, что вы еще развиваете уже сейчас?

Светлана Фарниева: Да.

Анастасия Козлова:
В каких форматов вы  дальше будете работать? Imaginarium в частности интересен.

Светлана Фарниева: Будем работать в тех же самых форматах. Imaginarium — это 150 кв.м, Mamas & Papas от 400 кв.м до 600 кв.м в зависимости от предлагаемой локации ТК. Hamleys — это 1500-2000 кв.м. Исключение будет составлять флагманский магазин в Москве. И Cook House — это 200-600 кв.м.

Анастасия Козлова:
И новые бренды, которые вы будете выводить?

Светлана Фарниева:
Новые это 150-300 кв.м.

Анастасия Козлова:
Вы сидите в основном в ТЦ. Стрит вас пока…

Светлана Фарниева: Мы будем развиваться в ТЦ. И по бренду Cook House мы будем смотреть стрит. В этом году у нас есть опыт открытия на стрите. И он довольно успешный и удачный.

Анастасия Козлова: И мы, по-моему, еще не поговорили по планам развития DIM. И каким образом вы себя чувствуете и где планируете развиваться в 2013 г.?

Антон Хухарев, руководитель розничных продаж и франчайзинга «ДИМ Рус»:
Ну, конечно, у нас цифры не такие огромные как у предыдущих ораторов.

Анастасия Козлова: То есть 500 мы не увидим?

Антон Хухарев: 500 мы не осилим. У нас нет таких планов. У нас есть плохие новости. То, что мы к открытию планировали 15 магазинов в 2012 г. фактически мы открыли восемь. Но есть хорошие новости в том, что у нас еще места для роста предостаточно, для нас города еще не закончились. Более того, в Москве мы видим место дополнительно еще для 20 магазинов. И также у нас достаточно большое количество городов-миллионников, в которых мы тоже не представлены. Соответственно, на следующий год мы планируем открытие 15 магазинов также как и в прошлом. В 2013 г. мы намного более уверены, что мы добьемся этих цифр, потому что порядка восьми объектов уже подписаны либо находятся на финальной стадии переговоров. Из них пять объектов точно будут собственные. Минимум пять объектов. Остальные мы постараемся закрыть те города-миллионники, где мы еще не представлены. Это Самара, это Волгоград, это Челябинск, Омск. Также мы усиливаем представление в Екатеринбурге. Соответственно, нам есть куда расти, и эта новость для нас хорошая.

Анастасия Козлова:
То есть есть задачи на 2013 г. Чем заняться вы найдете, несмотря на то, что не 500.

Антон Хухарев: Да, абсолютно. Более того, мы считаем, что мы перевыполним план. Если 15 мы ставим достаточно осторожно. Есть уже понимание, что только к первой половине года у нас откроется порядка, наверное, десяти объектов. В итоге, может быть, даже за предел 20 объектов выйдем за 2013 г.

Анастасия Козлова: 20 объектов. А из того, что вы планировали реализовать в 2012 г. у вас все удалось? Вам не помешали?

Антон Хухарев: Нет, мы недовыполнили порядка пяти объектов. То есть пара из них у нас перенеслись на 2013 г. из-за переноса сроков открытия ТЦ, и они откроются уже в конце января или начале февраля. Остальные…В основном, наверное, причина – отсутствие подходящих площадей в тех ТЦ, в которых мы бы хотели быть представленными.

Анастасия Козлова: Это опять же вопрос качества или вопрос к формату ТЦ?

Антон Хухарев: Вопрос с наличием подходящего помещения. То есть поскольку наш формат 40-60 кв.м и желательно первый этаж ТЦ, то не всегда оказываются свободными эти площадки в нужный момент.
 
Анастасия Козлова:
Мне кажется, это стандартная довольно история. Вы за них, может быть, не готовы конкурировать? Опять же возвращаясь к идее коммерческих условий.

Антон Хухарев:
Возможно. Но поскольку мы пересмотрели планы все-таки понимаем, что требуется время. Переговоры теперь ведем на долгосрочной основе и уже подписываем эти площадки и уже не сейчас, как мы хотели, а с перспективой в год, в полгода. И в принципе, изменив свою стратегию, мы понимаем, что планов своих мы добьемся.

Анастасия Козлова:
То есть вы, наоборот, ушли в прелиз. Отлично. Спасибо большое. И каким образов развивается сеть Carlo Pazolini? Вы конкурируете также с прелизом или за помещения?

Дмитрий Кондрахин, директор по развитию Carlo Pazolini:
Мы давно перестали себе ставить планы в штуках магазинах. Ну, они в какой-то строке бюджета так или иначе фигурируют. Но мы предпочитаем считать наши продажи в деньгах, в EBITDA и так далее. И мы готовы взять любое количество объектов, которые позволят нам зарабатывать. Вот здесь я бы хотел чуть подробнее. То, что наши уважаемые арендодатели довольно часто забывают о том, что главный постулат в рознице, что нам друг без друга заработать просто не удастся. Невозможно построить нечто, всех удивить, продемонстрировать всем бизнес-план и попытаться его реализовать. Если это не имеет ничего общего с действительностью и с рынком, то, скорее всего, такой проект ждет фиаско. Мы давно уже преодолели путь агрессивной экспансии на рынке. Дальше уже будем добирать все те проекты, которые помогут нам зарабатывать. Не знаю, аудиторию интересует наше международное развитие? Как вы считаете?

Анастасия Козлова: Я думаю, что интересно, потому что вы уже с «Теремком» продолжаете выстраивать планы.

Дмитрий Кондрахин:
Мы давно уже стали международной компанией. В прошлом году этот тренд достаточно уверенно обозначился. Мы присутствуем уже в США, в Великобритании, Италии. И планируем на этих рынках закрепиться. Мы достигли договоренности о стратегическом партнерстве с такой компанией как McArthur Glen. Вы, наверное, знаете о том, что это одна из самых успешных компаний на рынке аутлет-центров в Западной Европе. И в ближайшее время мы откроем первые три в случае, если этот проект покажет себя успешным, мы откроем их все. 

Анастасия Козлова: А это связано с чем? Что вы не видите больше емкости здесь? Или с тем, что у вас была задача с расширением международной сети?

Дмитрий Кондрахин: И то, и другое. У нас просто есть определенные ресурсы. К сожалению, темпы роста в РФ в нашем ценовом формате немножко отличаются от наших амбиций. К сожалению, то качество управления арендными площадками и землей, которая есть в управлении у многи девелоперских проектов, оставляет желать лучшего. Поэтому все чаще и чаще отказываемся от каких-то новых проектов. И не потому, что не тянем по деньгам, а потому что есть некий разрыв парадигмы нашей. Как мы видим этот рынок на ближайшие несколько лет. А мы именно таким горизонтом оперируем, когда открываем свои магазины. И сиеминутными какими-то настроениями участники рынка по другую сторону арендного договора… Вы знаете, мне это часто напоминает 2007 г., и когда мы чаще слышим ставки в 5-6, кто-то говорит даже 7…Что-то мне это навивает. Не дай бог, чтобы это по полной программе совпало по сценарию. Как-то хочется всем здравого смысла больше пожелать. Возвращаясь к планам на 2013 г. Мы в любом случае откроем не менее 30 наших новых объектов в разных странах. Наверное, половина из них будет в России, половина за рубежом. Мы также договорились с сетью итальянских универмагов Coin. Возможно, кто-то знает такую сеть. У них практически 50 универмагов по всей Италии.  Мы открылись уже в первых трех. Из них очень успешно. И мы договорились об эксклюзиве представления обувной линейки в этих универмагах в случае, если мы туда заходим.

Анастасия Козлова: А 15 в России будете открывать в каком формате и все-таки где?

Дмитрий Кондрахин: Мы будем открывать во всех тех проектах, которые нам покажутся успешными в независимости от того, сколько бы это ни стоило. Потому что нам совершенно не жалко платить и 100, и более в месяц за помещение. У нас есть проекты, за один из которых мы девелоперу платим свыше $1 млн в год за помещение. Знаете, мы это делаем с большим большим удовольствием.

Анастасия Козлова: Странно.

Даниил Сомов: Имя!

Дмитрий Кондрахин: Ikea. Вот они прямо передо мной сидят.

Анастасия Козлова: И улыбаются!

Дмитрий Кондрахин: Я, кстати, хочу высказать этим ребятам глубокий респект за их профессиональный подход к делу. Они очень глубоко анализируют рынок, они в теме, они понимают, чем они занимаются. Достаточно большая команда профессионалов, с которым нам нечего делить. Мы сделки закрываем минут за десять. Без какого-то там торга многомесячного. Дай бог вот всем так!

Анастасия Козлова: А все остальные точки вы как-то по географии не распределяете?

Дмитрий Кондрахин: Вы знаете, многие девелоперы еще сами не определились в каком году они будут открывать, поэтому…

Анастасия Козлова: Мне кажется, у них достаточно четкие планы.

Дмитрий Кондрахин: Нам тяжело иногда сопоставить со своим бизнес-планом. Я думаю, что это будут такие города как Москва. Мы идем в несколько проектов «Ташир». Это будет один или два проекта в Санкт-Петербурге. Это будет Казань и некоторые другие города. Пользуясь случаем, я хотел бы всем участникам рынка, девелоперам в первую очередь, ангажировать наш новый проект, который носит пока рабочее название Carlo Pazolini Accessories. Мы давно уже перешагнули в качестве линейки дополнительных и сопутствующих товаров в своих магазинах некий баланс. Не хватает торгового пространства. И мы выводим на рынок новый продукт, который будет ориентирован на дамские сумки, портфели, кожгалантерею, аксессуары и то, что представлено в наших магазинах. Уже и несколько сопутствующих товарных линеек выпустим в поддержку этого формата. Это будут монобрендовые магазины, которые будут открываться сепаратно от наших основных магазинов.  

Анастасия Козлова: И в каком формате они будут работать? Площадь?

Дмитрий Кондрахин: Думаю, что до 100 кв.м. Это будет зависеть от потенциала комплекса в первую очередь. От потенциального трафика в нем. Я думаю, что мы поместимся в пределах 100 кв.м.

Анастасия Козлова: Но в штуках на 2013 г. тоже пока не меряете, не знаете?

Дмитрий Кондрахин:
Слово в слово готов повторить все…

Анастасия Козлова: Как пойдет…

Дмитрий Кондрахин: Мы говорим до сих пор о представлении качественных проектов. И еще одна приятная новость для наших арендодателей. Мы приняли решение о реконцепции наших действующих магазинов. Плавный, не революционный. Мы будем все наши магазины, которые встают на капитальный ремонт, а также все новые, начиная со второго полугодия 2013 г. строить уже в совершенно новом формате, который еще лучше подчеркнет достоинства все нашего бренда. 
 
Анастасия Козлова: Тоже некое дополнение формата будет. Отлично.

Дмитрий Кондрахин: Мы будем вместе с рынком развиваться еще успешнее.

Анастасия Козлова: Смотрите, помимо того, что у меня сегодня очень странные источники, мы выяснили, что у девелоперов достаточно четкие планы и достаточно бодрые планируются, активно строятся. Части ритейлеров коммерческие условия мешают, части нет. Регионы все-таки по прежнему остаются для нас интересными. Мне кажется, это достаточно стандартная картина. Ничего такого нового сегодня мы для себя не обнаружили.

Даниил Сомов:
Для меня было важно узнать, в каким настроением прошел этот год.

Анастасия Козлова: Ну, плохие источники это только раз, а настроение достаточно хорошее.

Даниил Сомов: Плохого я ни разу не услышал. Видимо, этот год был хороший. Следующий как минимум не хуже. И как бы вот…

Анастасия Козлова: И вам придется обновлять рейтинг.

Даниил Сомов: И нам придется обновлять рейтинг, а еще это совпадает с макроэкономическими показателями, которые мы озвучили на ТОП-100. А именно то, что рынок розничной торговли России является одним из самых крупнейших в Европе. И по инвестициям в торговую недвижимость Россия в Европе в рублях, в деньгах также на первом месте.

Анастасия Козлова:
Очень позитивная нота, Даниил. Спасибо!

Даниил Сомов:
Ну, на этой позитивном ноте мы и…

Анастасия Козлова: Спасибо, уважаемые спикеры! Спасибо участникам. Надеюсь, что сейчас во время обеда вы сможете более тесно пообщаться друг с другом, выяснить про новые объекты, объемы, форматы.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments