Ток-шоу «Ритейлеры и девелоперы. Мы ищем торговые площади». Первая серия
Дата записи: 2 декабря 2010 г., длительность: 25:05, размер: 124,18 МВ
Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома Retailer:
— Меня зовут Даниил Сомов, я управляющий партнер издательского дома Retailer, который является организатором сегодняшнего мероприятия. Меня попросили немного поработать на ток-шоу. Как написано у вас в тетрадях, издательский дом Retailer дает три минуты владельцам торгового центра презентовать свой объект. Ритейлеры, входящие в состав жюри дадут свою оценку с комментариями. И потом итоговая оценка с определением некого победителя, самого лучшего торгового центра из представленных сегодня. Я приглашаю представителя торгового центра «Центральный», город Уфа.
Владимир Трофименко:
— Добрый день, дамы и господа! Группа компания «Башинвест» представляет торговый комплекс «Центральный», города Уфа. Основной особенностью торгового комплекса «Центральный» является реконцепция действующего с 1956г. центрального рынка города Уфа. При реализации данной концепции Правительством Республики было поставлено несколько условий: оставить место для торговли сельскохозяйственных производителей, а так же один из корпусов 2004г. постройки, он был новый, и работали там индивидуальные предприниматели. Стратегия реконструкции предполагала демонтаж двух корпусов построенных в 1956г., оставить корпус 2004г. на 10 000 метров, и два новых – 16 000 и 12 000 и соединить единой галереей. Соотношение площадей в открытом комплексе – построено было 28 000 новых.
По дизайну – внешний дизайн повторяет стилистику старого корпуса, и в таком стиле нужно было исполнять весь дизайн. Красные линии градостроения не позволяли выходить за внешние линии, и поэтому все элементы были внесены внутрь комплекса. Касательно дизайна внутренних интерьеров – здесь была более свободная работа. Вот реализация проекта, открытие торгового комплекса первого мая, первый этаж, атриумная зона. Это исполнение внутренней галереи, далее идет реализация этой галереи – вот открытые магазины. Особенностью торгового комплекса является то, что это географический, исторический центр города, точка пересечения всех основных городских маршрутов. Если бы в Уфе было метро, торговый комплекс «Центральный» находился бы (если ориентироваться на Москву) на уровне «Библиотеки имени Ленина», то есть пересечение всех городских маршрутов, 68 маршрутов городского транспорта. Трафик по фасадам торгового комплекса – 30 000 автомобилей в час и пешеходный трафик – 25 000 человек. Но это только по фасадам, не считая входные группы. Посещаемость торгового комплекса до реконструкции – 10 000 будние дни, 15 000 – выходные дни. Первая очередь была запущена первого мая, и трафик вырос на 50%. Это 15 000 и 20 000 соответственно.
Одной из особенностей торгового комплекса является собственная парковка на 500 машиномест, как вы видите, примыкающие полностью к комплексу. Это большая роскошь для торгового комплекса в 50 000 метров в центре города иметь собственную парковку. Рядом находиться ледовая арена с парковкой на 700 машиномест, использование этих мест с ареной у нас совместное. Общая парковка комплекса – 1200 машиномест. Реализация парковки после открытия во время матча «Салават Юлаева», это домашняя арена «Салават Юлаева», как видите, вся парковка занята, но идет еще частичная реконструкция.
Еще одной особенностью выполнения требований Правительства — реализация арендаторами своей продукции сельхоз продукции – собственный якорь на 8000 кв.м. Мы закупили оборудование, тележки и полностью сохранили стилистику торгового комплекса и разместили непривычного для профессиональных торговых комплексов арендатора в виде «Фреш-маркета». Он полностью себя оправдывает, потому что генерит огромный поток посетителей. Единственный минус – покупательская способность. В связи с этим был подобран специальный пул арендаторов. Якорями в торговом комплексе выступают и уже работают – «Снежная Королева», NewYorker, «М.Видео», «Иль Де Ботэ». Все это магазины либо первые в городе, либо флагманские магазины. «Иль Де Ботэ» – флагманский магазин, всю рекламную компанию ведет направленную на торговый комплекс «Центральный», если имеет еще магазины. Мы опросили других арендаторов, которые имеют уже торговые площади в Уфе, и просили их открывать флагманский магазин. Если же нет – размещение такого арендатора только приветствовалось. Первый в городе Centro, Y.N.G., Zolla, Sevenhill, Tom Farr, Mascotte – концептуальный магазин. Насыщенность покупательским потоком, у нас есть показатель, в неделю на сдаваемую площадь – у нас сдаваемая площадь где-то 35 000 квадратных метров, покупательский поток 150000 человек в неделю. Показатель где-то 0,2, у вас он есть в критериях, соответственно мы его и выдаем.
Даниил Сомов:
— Спасибо большое! Я забыл сказать перед началом этого конкурса, что мы не берем никакие деньги за эти презентации. Любой владелец торгового центра в рамках конгресса может представить свой торговый центр. Единственное, у меня просьба к участникам – давайте укладывать максимум в пять минут. Следующий участник – торговый центр «Калина».
Чернов Руслан:
— Добрый вечер! Меня зовут Чернов Руслан, и я представляю компанию «Кузбас-КапиталИнвест» города Кемерово. Хочу сказать два слова о компании – компания работает на рынке недвижимости с 2005г. управляет коммерческой недвижимостью на текущий момент в количестве 200 000 кв.м.. Из этих 20 0000, 140 000 находится в собственности компании, а 60 000 — это имущество банка МДМ, которое отошло банку после проблем с компанией «Алпи». В рамках пятилетнего договора управления имуществом банка у нас находятся в управлении объекты в городе Абакан, объекты в городе Кисилевск, город Юрга и город Новосибирск, общая площадь — 60 000 кв.м. Я хочу представить объект торговый центр «Калина» в городе Абакан и хочу сказать несколько слов о городе. Потому что при общении с участниками сегодняшнего конгресса, я столкнулся с проблемой, что это практически космос. Люди мало знают Сибирь, мало знают, что в Сибири тоже есть жизнь.
Город Абакан – столица республики Хакасия, общее население республики составляет 550 000, население города составляет 160 000 жителей. Эта статистика не вполне достоверна, поскольку город окружают такие города-спутники, как Минусинск, Черногорок и т.д. которые позволяют говорить о зоне охвата объектов в 300 000 человек. Еще два слова про географическое положение – через город проходит единственная дорога в другой субъект Российской Федерации – республику Тыва. Достаточно криминальная республика, но при этом в ней достаточно много денег, чтобы люди покупали товары и пользовались услугами. Так случилось, что наш объект практически единственный формат современной торговли в городе, и этот объект посещают не только жители Хакасии, но и жители республики Тыва. И хочу сказать, что шопинг на наш объект носит массовый характер. Жители Тывы приезжают и буквально автобусами с полными кошельками наличных денег, приобретают товары и пользуются услугами. Таким образом, наш объект посещается в выходные дни гораздо больше, чем в рабочие. Объект расположен в центре города на трассе, которая ведет в город Красноярск и находится на пересечении трех основных улиц. Несмотря на то, что город маленький – власти города решили расширить дорогу,и у объекта находится дорога в восемь полос движения, что, конечно, не характерно для такого маленького города.
Так выглядит на сегодняшний день торговый центр – его фасадная часть. Для подъема на второй этаж имеется эскалатор, объект имеет переменную этажность, два этажа – основные и 390 квадратов – третий этаж, на котором расположен фудкорт. Если говорить про удобства – они описаны в данном слайде, стандартные удобства, но парковка насчитывает порядка 300 машиномест, что неплохо для 16 000 объекта. Я начал свой рассказ с того, каким образом этот объект попал в управление компании – компания «Алпи», которая построила этот объект, размещала на двух этажах свой огромный гипермаркет, продавая практически все товары самостоятельно. С нашим приходом, на первом этаже мы разместили гипермаркет «Поляна», второй этаж нам пришлось заселить заново и придумать для него концепцию. На сегодняшний день на втором этаже у нас так называемый 5D кинотеатр, который скорее аттракцион, детский и развлекательный центр «Джунгли», детский боулинг, единственный в городе и на третьем этаже, как я сказал, находится фудкорт. Среднедневной трафик на объекте оценивается примерно 8500 человек, основной трафик преобладает в выходные. При этом арендная площадь насчитывает почти 13 000 квадратных метров. якорные арендаторы представлены в списке и всего на объекте порядка 100-110 договоров аренды, варьируется каждый месяц. Так выглядит фудкорт, для Абакана – единственный фудкорт, в котором представлено более одной кухни. Так выглядит на сегодняшний момент объект в сибирскую зиму со стороны. Какие цели мы преследуем, участвуя в данной конференции? Хотелось бы, чтобы нас в Сибири рассматривали как достаточно интересный объект для инвестиций. Хочу сказать, что объект достаточно раскручен и те операторы, которые к нам приходят, в основном местные. Они достаточно быстро выходят на уровень окупаемости. Среди крупных операторов у нас очень низкая ротация арендаторов, поэтому основным преимуществом для ритейлеров, которые здесь присутствуют, я считаю то, что люди смогут быстро вернуть инвестированные деньги. Не придется ждать, когда объект будет раскручен, как это относится к тем, которые строятся и открываются. Так выглядит прикассовая зона внутри объекта… В общем у меня все, спасибо за внимание!
Даниил Сомов:
— Тогда мы попросим торговый центр «Волга-Волга», город Дубна.
Алексей Сафонов:
— Добрый день, дамы и господа! Меня зовут Алексей Сафонов. Я представляю компанию «Оптима», которая является эксклюзивным брокером торгового центра «Волга-Волга» в городе Дубна. Хочу вас ознакомить с проектом и пригласить в город, чтобы оценить его потенциал, рассказать о некоторых достопримечательностях, ну и рассказать об объекте.
Мы видим карту московской области: Город Дмитров расположен в 50 км от Москвы, город Дубна в 50 км от Дмитрова, в 100 км от Москвы. Ближайший крупный город – Тверь. В торговую зону города Дубны попадают три крупных города: Кимры, Конаково и город Талдома. Население города Дубна – 70 000 человек, Кимры – 50 000 человек, Конаково – 40 000 человек, Талдома – 15 000 человек. Мы можем четко сказать, что без учета деревень и населенных пунктов, в торговую зону Дубны попадают до 175 000 человек. Торговая зона оценивается очень просто, 15-минутная транспортная доступность. На карте не видно, расстояние между Дубной и Кимрами – 10 км. Между Конаково и Дубной – 15 км. В принципе, чтобы любой покупатель поехал в современный, правильный объект, он должен потратить не больше 30 минут.
Место расположения в городе – центр строится на проспекте Боголюбова, это центральная магистраль, которая соединяет новый город и старый город и является основной торговой улицей города. На карте указывается точка, где строится объект, привязка идет к железнодорожному вокзалу «Большая Волга» и к памятнику Ленину, о котором я расскажу чуть позже.
Дубна – уникальный город. Сегодня уже много раз говорили, что нельзя сравнивать города по каким-то критериям, в том числе по количеству жителей, по удаленности от каких-то центральных региональных столиц, в том числе по удаленности от Москвы. Этот город не похож ни на один другой город. Дубна – наукоград, крупнейший научно-исследовательский центр. В 2001г. был признан особой экономической зоной. Дубна – единственный город, в честь которого был назван элемент в таблице Менделеева, по-моему, 104 элемент, называется дубний. Градообразующие предприятия работают и это не только градообразующие предприятия Дубны, но и всей московской области, но и частично, России. Если речь идет о каких-то инновациях в технологическом плане науки — это Иванковская ГЭС, это объединенный институт ядерных исследований, крупнейший в России и единственный НИИ ядерной физики, машиностроительный завод и конструкторское бюро «Радуга», приборный завод «Тензор», НИИ прикладной акустики.
Наверное, многие компании на слуху и у людей старшего поколения и, надеюсь, у молодежи. В Дубне работает много филиалов иностранных компаний и мировых российских производителей. Какие люди живут в Дубне? 12% жителей имеют ученую степень. Средний возраст жителей Дубны – 33 года. Очень большой поток молодежи был привлечен в город количеством институтов, филиалов. Средний доход жителей на 30% выше среднего дохода по московской области. Особое внимание администрация города уделяет молодежной политике, в Дубне открыты многие вузы, многие филиалы, в том числе филиал НИРА, МГУ, факультет ядерной физики при МГУ и т.д.
На этой картине вы видите частичную застройку, современная застройка в городе, высоко-этажное коммерческое жилье, внизу строится жилой комплекс бизнес класса «Маленькая Бавария». Далее я хотел бы рассказать о некоторых достопримечательностях города, тем самым, пригласив вас посетить этот город. Иванковская ГЭС – гидростанция на Волге, мощность 30 мВт. Объединенный Институт Ядерных Исследований – адронный коллайдер, синхрофазатроны и т.п. – крупнейшие достижения российской науки. Памятник Высоцкому, самолет… Не хотите не буду рассказывать, но вам, думаю, будет интересно.
Торговый центр «Волга-Волга» – идеальный объект для Дубны сегодня. Почему? Лучшее расположение, лучшая архитектура, лучшая концепция, лучшее решение, лучшие арендаторы. Открытие объекта – май 2011г. общая площадь – 15 000 квадратных метров. этажность – четыре уровня. Минус первый, первый, второй и третий этаж. Парковка – 300 машиномест. Высота потолков не менее 4,5 метров. Здесь показан укрупненный генплан, где находится торговый центр по отношению к проспекту Боголюбова. Мы видим, что это первая линия, что это непосредственно примыкающий паркинг, что напротив – современная жилая застройка. Комплекс имеет три входа, он стоит на склоне и поэтому два входа с первого уровня и один вход с озера в цокольный этаж.
Вот так выглядит окружающая жилая застройка. На первой картинке – проспект Боголюбова, двустороннее трехполосное движение мы видим, что полностью заставлено машинами и вот такое коммерческое жилье, кирпичные дома. Лучшая архитектура обусловлена, кроме улучшенных отделочных материалов – в комплексе присутствуют два панорамных лифта, шесть эскалаторов, траволатор, панорамное остекление, артиум стеклянный ресторан с видом на озеро. Концепция предусматривает размещение четырех якорных операторов: продуктового супермаркета площадью 2600 кв.м., супермаркета бытовой техники и электроники площадью 2 300 кв.м., детских товаров – 900 кв.м. и многозального кинотеатра 3D. Общепит представлен пятью различными операторами. Планировка: первый этаж слева – продуктовый супермаркет, справа – магазин бытовой техники. Коричневым цветом выделена зона обувных магазинов, кожгалантереи, синим – зона спорттоваров, красным – зона сопутствующих товаров, таких как сотовые операторы, ювелирные операторы, косметика, бижутерия, подарки, сувениры и т.д. Второй этаж полностью одежный, третий – детско-развлекательный. Фиолетовым цветом показан кинотеатр, желтым – фудкорт, бирюзовым – зона детских развлечений. Сейчас идет активное строительство, в зиму вошли с закрытым тепловым контуром, сейчас идет внутренняя отделка помещения.
Мы оцениваем среднюю посещаемость в 8 000 человек в день без учета выходные-будни, но сказать о точных цифрах, пока объект не открыт – сложно. Парковка, естественно, бесплатная 300 машиномест, стихийная парковка будет больше.
Предварительных договоров аренды нет, потому что сейчас мы определяемся с якорными арендаторами, определяемся с продуктовиком. Четыре компании рассматривают серьезно открытие супермаркета в этом объекте. Я могу их назвать, это не секрет, это «Спар», «Билла», «О’Кей» и «Перекресток». Два супермаркета электроники и бытовой техники это «Беренгов» и «М.Видео». Ведем плотные переговоры. Кинотеатр собственник делает сам. Что хотел бы отметить? Говорили уже о малых городах, этот город является очень малым городом, но тем не менее, каждый город уникален и имеет право на существование подобного рода объекта. Объект будет востребован, мы в этом уверены. Хотелось бы вас всех еще раз пригласить найти полдня, чтобы доехать до объекта, посмотреть и познакомиться. Спасибо!