Интервью-дискуссия. Вадим Радаев: «Анализ и перспективы развития российской торговли». Пятая серия

Дата записи: 11 февраля 2010 г. Размер: 60,1 Мб. Время: 17 мин. 33 сек.

Специальный гость: Вадим Радаев, социолог, экономист, первый проректор Государственного университета — Высшей школы экономики: — О чем начали говорить, когда возник кризис? Экстенсивная модель дала трещину, сейчас начнется переход к новой модели, теперь все будет иначе. Есть немало примеров того, что люди надорвались на росте, и все плохо закончилось. Сейчас нужно развиваться консервативно, нужны более четкие стратегии, более четкая ориентация на целевые потребительские группы, нужно отстраивать логистику. Про поставщиков разговор отдельный. Что бы ни происходило с законом о торговле, более жесткие правила все равно будут в отношениях с поставщиками, и закон здесь ничему не помешает.

Что произойдет? Экстенсивная модель все равно, скорее всего, будет воспроизводиться. У меня, как и у многих, было впечатление, что эта модель сломалась, и что безудержный рост прекратится. Ничего подобного. Уже сейчас ясно, что опять предлагаются все те же схемы, но эту модель реализуют не все, а крайне ограниченный круг компаний. Есть ведущая группа: X5, «Магнит», примыкающие к ним «Ашан», Metro. По многим параметрам также называют сеть «О’Кей», которая двигается быстрее остальных компаний, испытывающих проблемы, с непонятными перспективами или развиваются намного медленнее. Что касается сетей ведущей группы, они хотя и притормозили в развитии, но все равно темпы роста намного выше рынка. Некоторые из них уже заявили свои инвест-программы, которые даже если будут выполнены на 70%, все равно весьма впечатляющие. Например, «Магнит» внес программу по увеличению торговых объектов чуть ли не вдвое большую, чем в прошлом году, притом что они и в 2009 г. вовсе не останавливались.

Если говорить о ведущих 50 компаниях, то мы все думали, что произошло сжатие, и рост прекратился, а на самом деле рост торговых площадей не прекратился, он меньше всего на 10%. Только весь этот рост обеспечен малой горсткой компаний, в сильной степени двумя. Они обеспечили больше половины прироста торговых площадей в 2009 г., и две трети прироста гипермаркетов, а по дискаунтерам еще больше — один «Магнит» открыл больше половины от всей совокупности. Это значит, что схема воспроизводится, пространство захватывается и для этого есть кризисные предпосылки. Раньше это делали более-менее успешно все, сейчас в отрыв уходит несколько крупных компаний, и консолидация рынка и его концентрация пойдут совсем другими темпами. Каждая из компаний идет своим путем: X5 идет в сильной степени за счет поглощений, за счет органического роста; Metro пока никого не поглощали; «Ашан» кого-то покупает. У каждого свое. Но такая жесткая дифференциация, расслоение — еще одни из примет кризиса, имеющие «долгоиграющие» последствия. Кризис — это расслоение. Любой кризис не только ломает тенденции, но и расслаивает всех: компании, население. В критические периоды в очень сильной степени увеличивается дифференциация. И, конечно, она повлияет на ближайшее будущее.

Вопрос из зала: — Как вы считаете? Сегодня есть построенные торговые центры, открытие которых затормозилось. Наступит ли тот момент, когда владельцы торговых площадей не будут уступать в цене арендаторам, и в конечном итоге у арендаторов кончатся деньги, заемы будут дорогие, потеряют и те, и другие, и у нас образуется свободная площадь торговых центров и отсутствие арендаторов?

Вадим Радаев: — Я думаю, что такие элементы будут, потому что у каждого рынка есть свои законы. Они пытаются держать свои ставки, и в меру своих сил будут делать это и дальше. Хотя ставки значительно упали. Без потерь здесь точно не обойдется, вы правы. Специалисты, занимающиеся торговыми центрами, говорят, что было допущено много ошибок, но когда происходит бум, когда все поглощается, это своего рода подобие пирамиды. Начали строить больше, больше, больше. Но не все строили с соблюдением стандартов, не все проводили исследования в должной степени, и в результате оказывались не в то время, не в том формате. Даже если бы кризиса не случилось, профессионалы коммерческой недвижимости говорят, все равно было бы перепроизводство и многие остались «с носом» и с проблемами. Сейчас это точно произойдет. Было бы хорошо, если бы устанавливалось равновесие, как в учебнике. Все эластично, раз перепроизвели, спрос недостаточный, цены упали, все счастливы. Но, к сожалению, такого нет.

Вопрос из зала: — Сколько освободится площадей в городах-миллионниках в процентом соотношении? 10 %? 20 %?

Вадим Радаев: — Кто же вам скажет, еще и индивидуально? Да еще и в среднем. Не возьмусь отвечать, но вполне возможно, что такие проценты могут быть.

Вопрос из зала: — Мы не можем прийти к тому, что будут получать только деньги, чтоб погашать издержки в торговых центрах?

Вадим Радаев: — В кризис, как известно, были варианты бесплатной сдачи — за счета. Я имею в виду не торговые, а офисные площади. Все возможно в этом мире. Могут попытаться переждать, надеясь на то, что восстановление рынка пойдет быстрее, чем предсказывалось, не в 2011 г., а в 2010 г. Такие надежды есть. Наверное, многие постараются поддержать. Кто-нибудь хотел сделать заключение?

Комментарий из зала: — Первый момент. Вы назвали топ-50. В топ-50 более 30 сетей увеличили объемы торговых площадей в период кризиса. Второй момент, за 2009 г. чистый прирост торговых площадей топ-50 составил чуть меньше 700 000 кв.м. И естественно, были закрытия. Открытия — почти миллион. По поводу того, что остальная доля приходится на «Магнит» и X5, замечу что, там больше 50 %, но в то же время наблюдается серьезный прирост площадей у «О’Кей».

Вадим Радаев: — Они входят в пятерку.

Комментарий из зала:
— Замечу по поводу эффективности развития российских и западных моделей и схем. В топ-10 входит большое количество эффективных российских сетей. В период кризиса они неплохо развивались.

Вадим Радаев: — Да, и я верю, убежден, что российские компании сохранятся, будет паритет. Пройдет несколько лет, и глобальные компании еще войдут. Carrefour ушел, придут другие. Каждый год ходят слухи по поводу Wall-Mart, который открыл свое представительство в России в 2008 г. Я разговаривал с их представителем. Разумеется, он не сказал, когда они откроют магазины в России, но все равно их присутствие будет расширяться, и их доля будет расти, и не только за счет «Ашана» и Metro, которые сейчас успешно развиваются, но будут и другие. Я убежден, что установится некий паритет, российские компании уже имеют и вес, и опыт. Эта лидерская группа должна будет сохраниться, в итоге будет 50 на 50. Я говорю про продовольственных ритейлеров, у других, понятно, своя специфика. Если брать игроков бытовой техники и электроники, то до недавнего времени казалось, что вообще иностранцев там толком нет, у Media Markt от силы 4% рынка. Но сейчас у них  непонятная ситуация, и не очень понятно, к кому это все отойдет. Однако иностранцев, желающих покупать это хозяйство, пока тоже не видно, значит, скорее всего, все останется где-то здесь.

Георгий Николайчик, председатель совета директоров ТГ «Буду мамой»: — Я хотел бы поблагодарить вас. В первой половине вашего выступления, когда один из коллег начал задавать вопросы, вы так спокойно к этому отнеслись. Консультантов никто не любит, и все считают, что они – неизбежное зло. Но вас нужно любить за то, что вы создаете общественную атмосферу. Если бы не такие как вы, набирались в консультанты и экономисты, подумать страшно, какие бы принимались решения в комитете торговле и промышленности. Например, когда обсуждался закон о торговле, мы попробовали подсчитать, чем он обернется для нас и для нашей концепции, если туда включат и non food, которым мы занимаемся. И когда этого не случилось, в том числе потому что были выступления, мы выдохнули и сказали, что еще несколько лет будем активно развиваться. Поэтому спасибо вам за это. То, что вы говорили, большинство здесь присутствующих прекрасно знает, но главная задача организаций, подобной вашей, и вообще либеральных экономистов – это создавать общественное настроение, чтобы можно было развивать бизнес.

Вадим Радаев: — Вы затронули очень важную для меня тему. Я не упоминал ее, чтобы не выглядеть пафосно. В чем был плюс дебатов вокруг закона о торговле? Было привлечено неожиданно большое внимание, и даже те, кто торговлю не замечал и не считал, что с ней связаны важные проблемы, те, кто никогда ей не занимались, вовлеклись в эти дела.

Приведу пример. После наших выступлений был доклад о законе о торговле. Тогда появились знакомые коллеги-экономисты и предложили мне подписать открытое письмо. Я никогда в жизни не подписывал никаких писем и надеялся, что проживу без этого, но, тем не менее, компания была серьезная. Мне сказали: «Вы выступали, давайте подпишемся против определенных положений закона о торговле». Это было письмо либеральных экономистов. Во первых, я не люблю подписывать письма и никогда этого не делал. Во-вторых, я не либеральный экономист. Но в данном случае «взялся — ходи». Это привлекло внимание к отрасли, которая незаслуженно не избалована вниманием. То, что мы делаем, в сильной степени нацелено на пропаганду. Первоначально мои коллеги не понимали: «зачем ты, приличный человек, этим занимаешься?» Сейчас так уже не говорят. Экономисты, которые пригласили меня в свою группу, торговлей не занимаются вообще, но они поняли, что это важно для рынка в целом, что торговля – важная отрасль, от которой многое зависит. Большое спасибо.

Скачать доклад Вадима Радаева «Анализ и перспективы развития торговли в России»

Первая серия интервью-дискуссии Вадима Радаева: «Анализ и перспективы развития российской торговли»

Вторая серия
интервью-дискуссии Вадима Радаева: «Анализ и перспективы развития российской торговли»

Третья серия интервью-дискуссии Вадима Радаева: «Анализ и перспективы развития российской торговли»

Четвертая серия интервью-дискуссии Вадима Радаева: «Анализ и перспективы развития российской торговли»

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments