Круглый стол "Деньги 2011. Дорогие или дешевые?" Вторая серия
Дата: 1 декабря 2010г., длительность: 26 минут, размер: 160 МБ
Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital :
— Послушаем про публичные рынки акционерного капитала. Из впечатлений – я не верил в успешное IPO «О`Кей». Я не верил, потому что у меня было следующее понимание: у любого фонда есть локации, есть локация на потреб, есть локация на ритейл, а вот выходит четвертый ритейлер, что он должен сказать? Чтобы ненужное купить, нужно что-то ненужное продать. Чем «О`Кей» лучше «Магнита», он же должен доказать, что он лучше «Магнита», лучше Х5. Он явно не будет номер один на рынке, не будет номер два на рынке никогда. Потом проходит IPO и «О`Кей» разрывают в клочья, он выходит с премией к Х5, с небольшим дисконтом к «Магниту», не доказав при этом, что у него есть какая-то уникальность.
Дмитрий Слепцов, аналитик ИК «Финам»:
— Я слушал первую часть выступления. Мы очень сильно смотрим на фундамент, что происходит, и я слушал средний чек падает, магазины закрываются, не очень позитивно вроде, но если посмотреть с технической точки зрения, у меня перед глазами индекс потребительский сектор ММВБ, то по технической картине индекс этот, как ни странно, глобально растет, обновляя свои исторические максимумы. Если посмотреть на техническую картину – у ритейла все должно быть прекрасно. Если по цифрам, то 2008г. — максимум значение 3500 пунктов, потом когда был кризис – индекс упал на 1000 пунктов, и сейчас он находится на значении примерно 5400. Это рост 440%. Если с точки зрения биржи, то эти индикаторы биржевые, как правило, являются опережающими, а то, что происходит в реальной экономике, уже догоняет эту биржевую тему. Поэтому в перспективе, как мне кажется, все будет хорошо у потребительского сектора. Что касается акций, почему они так растут: компании которые только выходят, IPIO проводят, после этого наблюдается достаточно сильный рост, если по цифрам, компании «Магнит», «М. Видео», «Дикси», «Фарм-стандарт», то по проценту роста эти компании от минимума 2008г. когда был кризис, если взять «Магнит» порядка 850% роста, «М.Видео» порядка 900% роста…
Олег Царьков:
— Они и падали быстрее.
Дмитрий Слепцов:
— Падали быстрее, но если сравнить цифры – падение 71%, рост 400%. Один из вариантов, как компании могут привлекать деньги — это IPO. Если происходит рост, компания может использовать этот рост для того, чтобы акции продать, а в перспективе на этом заработать. Если брать второй эшелон, то те компании, которые сюда попадают, то здесь наблюдается очень хороший и серьезный рост. Компании «голубые фишки», все эти «Газпромы», то, что любят обсуждать, они растут не сильно, а вот компании, которые выходят на второй эшелон, сейчас он растет быстрее. Если раньше – за «фишками» второй эшелон догонял, то теперь наблюдается тенденция, что второй эшелон сначала растет и растет очень сильно. Поэтому с точки зрения привлечения капитала через IPO, выход на биржу — это тоже один из вариантов.
Олег Царьков:
— Если Цветков пошлет в туман Х5, то он обречен на IPO.
Дмитрий Слепцов:
— Если не обречен, то вероятность есть.
Евгений Дорофеев:
— А можно вопрос? Как раз сегодня обсуждался вопрос о «Протеке». С точки зрения фундаментальных показателей, безусловно, все в порядке и более чем, но тем не менее после довольно значительной просадки акции не восстанавливаются.
Дмитрий Слепцов:
— Мне часто задают вопрос, почему растет акция? Есть какие-то фундаментальные причины, есть технические причины, но по большому счету, акция растет, если ее покупают. Если есть покупки – она будет расти, если продажи – будет падать. Просто нет покупок.
Евгений Дорофеев:
— Но почему?
Дмитрий Слепцов:
— Детально, мы можем, попытаться придумать или объяснить причину, но именно с точки зрения факта движения цены, я вот, как правило, не стараюсь вникнуть в постфактум, то есть, почему именно это произошло, но с технической точки зрения… Если сказать одной фразой, то не происходит покупка. Мы это видим, допустим, на графике и просто не покупаем эту акцию, а в причины не вдаемся.
Олег Царьков:
— Опять прервусь, хочется ближе все-таки на землю приземлиться, а Дмитрия немножко разочарую. Скажу, что когда мы принимаем какие-то решения на уровне компаний как финансироваться и т.п., мы меньше всего считаем, что рынок что-то отражает в реальной экономике. Рынок вообще ничего не отражает. Рынок отражает, куда бежит стадо леммингов, о чем, Дмитрий, вы как раз и говорили нам. «Почему нет покупок?» — «Мы не знаем, их просто нет, мы и не покупаем». Это эффект леммингов.
На встрече с инвестиционным банкиром ровно два дня назад, товарищ, который отвечал как раз за Equity Capital Market, сказал: «Люди вернулись в казино, все нормально, следующий год будет хороший». По поводу «Протек», хотите версию, не надо было врать при размещении. Они знали результат второго квартала. Они не могли не знать. А дальше сантименты – они обманули крупных инвесторов, крупные инвесторы устроили слив, а за ними дальше все технари, которые по технике торгуют, они шлейфом вывалились. Поэтому хочется загнать дискуссию обратно к реальной экономике и перейти в тот раздел этой реальной экономике и финансирования, о которой я, честно говоря, ничего не знаю. Точнее я внимательно наблюдал, что с факторингом происходило во время кризиса, по-моему «Еврокомерц» устроил наибольший дефолт, гениальнейший дефолт, я считаю. Если набросать лист ошибок, которые можно сделать – они сделали все. Не 80%, а 100%. Я по наивности думал, что тема вообще умерла, кровью все залиты, и с удивлением обнаружил, что нет. Поэтому я наверное Татьяне передам слово.
Татьяна Жулитова, заместитель начальника управления развития продаж департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка»:
— Кровью никто не залит, все мы развиваемся. Достаточно много в последнее время все говорят о факторинге, конечно это не такое глобальное привлечения средств (тем более в ритейле)как IPO, кредитование и так далее, но второй, третий вариант финансирования, получение товарного кредита от тех поставщиков, которые приходят к тем же сетям, и, наверное, это более актуально сейчас более мелким, региональным сетям, хотя если посмотреть структуру баланса, структуру кредиторской нагрузки любой сети, факторинг, не побоюсь сказать, занимает там 50%.
Как-то так долг распределен. Что такое факторинг никому, наверное, рассказывать не нужно, тем более я вижу в зале очень многих коллег. Сейчас бы я передала бы слово Дмитрию Шевченко, который бы рассказал, что у нас есть даже своя ассоциация, которая возродилась после кризиса, после такого падения «Еврокомерца», ну а после этого я расскажу, как мы живем, выживаем и стараемся занимать некие лидирующие позиции.
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний:
— Добрый день, коллеги. Меня зовут Дмитрий Шевченко, Ассоциация факторинговых компаний. Сейчас происходит на рынке следующая ситуация, «Еврокомерц» и его последователи сдохли, кто не сдох – того купили. Причем покупались и персонал, и технологии, то есть программное обеспечение, их из портфеля не взял никто. Здесь присутствуют люди, которые готовы это подтвердить лично. Что сейчас происходит с факторингом? На факторинге сидят куча поставщиков, которые не тянут те отсрочки, которые сейчас есть в предложениях торговых сетей. И дело здесь не в законе о торговле, а дело в том, что людям нужно платить зарплату. Они не могут ждать деньги, банки их еще не начали кредитовать. Если кто-то обратил внимание прогноз по росту кредитования на конец 2010г. – 10%. В эти 10% — 9,99% это банки из Топ-3, государственные банки, которые кредитуют, естественно, государственные компании. До ритейла(я не говорю про «Магнит», я говорю про поставщиков «Магнита», Х5) деньги банковские не доходят. Что доходит, ставки сейчас хорошие от 15% и выше. Поправьте меня, Михаил.
Михаил Крехнов:
-Все гораздо радостнее.
Дмитрий Шевченко:
— На сколько процентов?
Михаил Крехнов:
— Вы имеете в виду процентную ставку по факторингу?
Дмитрий Шевченко:
— Я имею в виду ффективную ставку по кредиту на срок год для средней или мелкой компании, работающей и поставляющей продукцию в «Магнит» тот же самый, ну локальный поставщик.
Михаил Крехнов:
— Предлагать 15% в рублях — это не конкурентная ставка для банкира.
Дмитрий Шевченко:
— Сколько?
Михаил Крехнов:
— Диапазон ставок варьируется от качества заемщика в диапазоне от 8-9%, есть такие прецеденты, до 12-13% годовых.
Олег Царьков:
— По-моему произошло четкое разделение, есть компании, которым дают. Тогда то, о чем говорит Михаил, они в рынке, есть рынок. А есть компании, которым не дают ни под сколько, ни под 15%, ни под 30%. Под 30% можно брать, чтобы украсть и уехать. Ни один бизнес 30% не отмолотит. Есть расслоение, есть дают/не дают.
Дмитрий Шевченко:
— Факторинг используется и теми, кому дают, и теми, кому не дают. Это средство, которое подходит под всех, кто работает на отсрочках. В сетевой рознице на отсрочке работает подавляющее большинство. Татьяна уже упомянула, что половина поставок в основных сетях идут через факторинговые счета, имеется в виду расчет по ним. Я бы не был столь оптимистичен, но, на самом деле, что-то похожее есть. Далеко не всегда ритейлеры сами подозревают, кто финансирует эту отсрочку, с которой он работает с поставщиком. Эту отсрочку финансируют крупнейшие игроки российского рынка факторинга. А именно «Промсвязьбанк», который занимает порядка 30% этого рынка, «Альфа-банк», который занимает порядка 10%, «Национальная факторинговая компания», «Транскредитфакторинг», «ВТБ-факторинг» и другие участники рынка, это данные, которые наша ассоциация собирает ежеквартально. Мы рассчитываем обороты, рассчитываем портфели, количество клиентов, дебиторов, то есть даем такой срез рынка, который господин Царьков, считал, что умер. А он жив, и по итогам 2010г. мы намолотим 500 млрд. рублей оборота. Это практически гарантирует нам в 2011г. по обороту преодоление планки в 600, это то, что было в 2008г. Это прогноз.
Что сейчас происходит? Что предлагают поставщикам торговых сетей? Поставщикам торговых сетей предлагают короткие деньги без залога в рамках факторингова обслуживания. Нижняя граница предложения «Газпромбанка» — 7,75%. Это ставка для финансирования ЦБ, по сути. Верхней границы, как правило, нет, но сейчас она на уровне где-то 18-20%, это уже когда не просто деньги даются, когда уже сопровождаются услугами, связанными с сервисом поставщика, с информацией по кредитному качеству дебитора, то есть торговой сети. На рынке сейчас факторинга где-то 75% — это факторинг с регрессом, то есть, если сеть не заплатила поставщику в рамках этой всей уступленной дебиторской задолженности – геморрой возвращается к нему. Если вы как сеть хотите убить поставщика, то вы можете перевести его на факторинг с регрессом и замочить. Но лучше этого не делать, сейчас растет доля факторинга без регресса. Она увеличивалась где-то с 9% до 13% по обороту, за последние девять месяцев. Это говорит о том, что те банки, которые я перечислил, те компании, которые занимаются факторингом, так же чувствуют на себе давление ликвидности, они готовы делать больше и давать дешевле за то, чтобы эту ликвидность возмещать, а это быстрые и короткие деньги, хороший процентный доход.
Пару слов скажу о последних тенденциях, которыми полезен факторинг. В первую очередь факторинг полностью убивает пункт седьмой статьи девятой Закона о торговле, который все так живо обсуждают. Если поставщик сети использует факторинг, он получает так называемые финансовые средства с учетом оплаты поставки, не через 10-30 или 45 дней, а в течении трех дней с момента предоставления документов. Если речь идет об электронном факторинге, то реестр по электронной почте пришел – обратно деньги ушли. Из интересного, что есть на рынке. На рынок выходит продукт под называнием «страхование кредитного риска» — гарантия за сеть в адрес поставщика на рынке. Появился так называемый, закупочный факторинг, который предоставляет Национальная факторинговая компания. Это особый такой сервис заботы сети о своих поставщиках. Обратный пример факторинга с регрессом, это, если вы не хотите, чтобы ваш любимый поставщик упал – переводите его на закупочный факторинг и все будет с ним хорошо. Я завершаю свое выступление и передаю слово Татьяне Жулитовой, которая в «Промсвязьбанке» отвечает за конкретную работу с торговыми сетями и она расскажет о тех механизмах, о тех инструментах, специальных программах, которые существуют на этом рынке и помогают работать на отсрочках платежа, как поставщикам, так и торговым сетям. Спасибо.
Татьяна Жулитова:
— Спасибо, Дмитрий. Наверное, из того, что рассказал Дмитрий, вопросов по факторингу нет ни у кого. То есть факторинг жив, у всех позитивные прогнозы на дальнейшее существование. Мало того, в этот бизнес входят государственные банки, то есть они понимают, что на этом можно зарабатывать. Мы все ждем, когда присоединится еще один и, наверное, главный конкурент по факторингу, это Сбербанк. По работе с сетями – Дмитрий уже озвучил про НФК, какие продукты там есть. Так как я представляю «Промсвязьбанк», то в «Промсвязьбанке» тоже очень много всевозможных продуктов для сетей в том числе. Все что мы делаем, мы делаем, чтобы поддержать а) поставщика, б) саму суть. Птому что с многими сетями общаемся, пытаемся объяснить, что факторинг — это услуга не только для поставщика, но и для самой сети, для того, чтобы увеличить отсрочки, для того, чтобы привлечь больше товара, для того, чтобы у поставщика появились деньги, чтобы заказать или производство товара, или сам товар. Так же мы очень следим за всеми акциями, скидками, которые происходят, собственно говоря, под сезоны «Back to school», «Christmas» и так далее. Под это под все мы предлагаем определенные интересные условия.
Дмитрий Шевченко:
— Какие?
Татьяна Жулитова:
— Я думаю, что озвучивать ставки, это немного другой вопрос. Но достойные ставки. Мы, конечно, не можем позволить себе то, что позволяет «Газпромбанк» и ВТБ, но что-то подобное мы делаем. Опять же на короткие отсрочки, на всевозможные акции для сетей и т.д.
Олег Царьков:
— Можно свернуть факторинг, потому что вдруг у аудитории появятся вопросы, в идеале мы не для себя болтаем. Потому что если не появятся, мы друг с другом еще здесь поговорим. У нас есть представитель сообщества, которое предоставляет услуги за столом по приведению отчетности в божеский вид. Сергей, с точки зрения вашего бизнеса в эпоху бесплатных денег, финансовые институты брали управленческую отчетность, сделанную на левой коленке, не разбирались и давали. И насколько я понимаю, продвижение ваших услуг и доказывание мелким и средним сетям, что нужно иметь нормальную отчетность и так далее, оно было затруднено. Насколько ваш бизнес изменился и понимание компаний, что теперь для финансовых институтов, МСФО — это не фетиш, который должен быть, веселый, хороший и с бантиком, а это есть инструмент для анализа. Насколько, по-вашему, изменилось мнение?
Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства:
— Мнение, конечно, меняется и надо сказать, что некоторое время назад в рост всего МСФО, подготовка к такой финансовой отчетности было данью моды, то сейчас оно все больше становится необходимостью. Связано это с тем, что повышаются требования к прозрачности бизнеса. Так как они повышаются со стороны финансовых институтов, и если компания собирается выпускать облигации, если она уже дошла до такого уровня, то отчетность по МСФО для нее является требованием. В 2010г. принят был закон, согласно которому российские компании, публичные и у которых есть дочерние компании, холдинги, групп компании, были обязаны подготавливать финансовую отчетность в соответствие с МСФО. В нашей стране такое уже принято. Единственное, текст официальных стандартов МСФО финансового учетат не принят на сегодняшний день для нашей страны на русской языке. Поэтому закон принят, но его исполнение пока фактически притормозилось. Но это будет сделано по ожиданиям экспертов в 2011г. Вероятнее всего, процесс перевода на международные стандарты продолжится и для более -менее крупного бизнеса.
Чем, с моей точки зрения, он может помочь среднему бизнесу? Я бы хотел привести пример, который может изменить немного финансовый показатель какого-либо бизнеса. Наверное, когда компания привлекает финансирование, часто у нее есть какие-то затраты, которые связаны с привлечением этого финансирования, но в российском национальном бухгалтерском учете они не относятся на финансовые расходы. Плата за выдачу кредита, за оформление каких-то там бумаг, за рассмотрение, за что-то еще. Все сопутствующие расходу, которые сопутствуют привлечению финансирования – они в российском учете могут отдельно ставиться к расходам будущих периодов. К чему я это все? Если рассчитывать показатель EBITDA, то эти расходы будут уменьшать этот показатель, рассчитанный по российским стандартам. Если перейти на МСФО, то там в полный рост считается эффективной процентная ставка финансирования, которая эти самые затраты, первоначальные и последующие, все размазывает в финансовые затраты по периодам.
Если эти самые скрытые платежи становятся частью финансовых расходов, являются тем же самым, что и процентные затраты. При расчете EBITDA по МСФО, компания имеет возможность показать себя EBITD`у большею, чем на сумму этих всяких скрытых расходов, которые входят в расчет эффективной процентной ставки. Это такой практический пример, который позволяет управленцам по-другому смотреть на свое предприятие и финансистам по-другому его анализировать, другие показатели получаются.
Еще один метод, который может быть не очень сильно популярен в настоящий момент, но который, как мне кажется, имеет перспективу для тех ритейлеровых компаний, которые собираются что-то построить. Например, открыть еще какое-то количество магазинов. Приобрести какое-нибудь оборудование для чего-либо. Если эти вещи хотят приобрести за рубежом (я сталкивался с примерами получения аккредитации в экспортных агентствах других стран), такие вот получения аккредитации при предоставлении им необходимой информации позволяют компаниям, которые собираются что-то привести сюда, либо нанять строителей из-за рубежа, построить здесь какие-то вещи, какие-то магазины, например. Они позволяют получить легальную отсрочку платежа этим самым своим поставщикам, которая подтверждена обычно государственным экспортным агентством акой-либо страны. Соответственно, поставщик предоставляет такую отсрочку без каких-либо сложностей, которая повышает шансы всю эту сделку удачно осуществить. Я бы хотел сказать еще, что наверное, выпуски облигаций и IPO все-таки продолжатся в ближайшее время как возвращающийся к популярности инструмент привлечения финансирования для ритейла.