Дискуссия «Программы развития розничных сетей 2010». Первая серия
Дата записи: 9 декабря 2009 г. Размер: 85,8 Мб. Время: 19 мин. 07 сек.
Даниил Сомов (управляющий партнер, ИД Retailer): — Мы первый раз проводим специализированный конгресс по недвижимости. На повестке дня два актуальных вопроса: программы развития розничных сетей и программы развития девелоперов в 2010 г. Призываю вас активно участвовать в дискуссии. В зале есть два микрофона, можно в любой момент «вклиниться» в дискуссию.
Для начала предлагаю ритейлерам вкратце рассказать, какие города в 2010г. входят в зону ваших интересов?
Игорь Николаев (директор по развитию, ГК «Виктория»): — Даниил, позвольте прокомментировать наши планы. Называть конкретные цифры не буду, потому что кроме журналистов это никому не интересно. Региональные приоритеты очень простые. На сегодняшний день компания присутствует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях. В приоритетах на 2010 г. — дальнейшее развитие в Московсковском регионе. Увеличивать долю рынка, открывать новые ребрендированные магазины «Квартал Виктория» и супермаркет «Виктория». Думаю, что эти планы не только на 2010 г.
Даниил Сомов: — Конкретные цифры будут интересны не только журналистам. Здесь присутствуют представители регионов, может быть, они мечтают, что бы «Виктория» открыла у них свои магазины.
Игорь Николаев: — Вне сомнения, все предложения, помещения, хорошие места будут рассмотрены. Если говорить о Москве, то не от одного хорошего помещения по организационным или причинам, не связанным с коммерческой составляющей и экономикой объекта, мы не откажемся в 2010 г. Считайте это неким программным заявлением от «Виктории».
Алексей Иванов (директор по развитию, «Буду мамой»): — «Буду мамой» – сеть специализированной одежды для беременных. Развитие началось с Петербурга, там же находится офис компании. На данный момент у нас восемь магазинов в Петербурге и около 30 в регионах. Активное развитие началось в 2008 и 2009 гг. и мы не планируем останавливаться. Приоритеты на 2010 г. — это прежде всего Москва.
Владимир Александровский (директор по коммерческой недвижимости, «Детский мир»): — Буквально два или три года назад такие торговые сети, как наша, занимали места, чтобы присутствовать в регионе, обозначить для покупателя свое наличие. Сегодня же приоритет развития в выборе исключительно качественных и знаковых проектов в регионах. Открываем мы уже не первый, не второй, не третий магазины, для нас сейчас приоритетны торговые центры городского значения или места в сформировавшихся торговых зонах.
Конечно, московские магазины дают большой оборот, показывают хороший результат, но перевести всю торговлю в Москву будет не совсем правильно. Города с трехсот тысячным населением будут очень «благодарными» с точки зрения торговли. Конкуренты по уровню ниже, развлечений меньше и люди больше ходят в магазины. Размер города не первостепенен, первостепенны место и потенциал.
Даниил Сомов: — Позиция понятна, спасибо.
Михаил Соломатин (директор по развитию, «Уютерра»): — Замечательную мысль высказал Владимир (Владимир Александровский), я бы хотел ее немного развить. На сайте нашего уважаемого издательского дома выложен лозунг: «приобретайте самые хорошие места, по самым хорошим ценам». Спасибо кризису за то, что мы наконец-то это поняли. Я думаю, что это диалог не столько между нами, сколько между теми, кто торгует и строит. От лица нашей компании хотел бы сказать спасибо, что, не смотря на некоторые экономические перипетии, недвижимость продолжает строиться и развиваться.
Согласен, что развитие должно идти в зависимости от потребности и востребованности, а не регионов. Востребовано это в трехсот тысячном городе или миллионнике, не имеет никакого значения. В наши планы развития молодой, но перспективной компании, входит открытие около 30 магазинов по всей стране.
Екатерина Пригода (директор по развитию, «Мэлон Фэшн Груп» (сети Zarina, befree, Love Republic): — Наша компания управляет тремя брендами женской одежды: befree, Zarina и Love Republic. В плане развития 2009 год для нас был достаточно активным. Мы впервые вывели на рынок торговую марку Love Republic, и, благодаря кризису, нам удалось достаточно активно ее развивать. Было открыто 34 магазина Love Republic, 23 – Zarina и 28 — befree.
На следующих год настраиваемся на открытие 60 магазинов, но все будет завесить от того, как поведут себя торговые центры. Что касается вопроса приоритетных городов. Соглашусь с Владимиром (Владимиром Александровским), для нас имеет значение не сам город, а конкретная локация в нем: все зависит от торгового центра, где он находится, и кто в нем присутствует.
Даниил Сомов: — Спасибо, понятная позиция. Москва начинает проигрывать?
Максим Щеголев (директор по развитию, «О’Кей Групп»): — Сеть гипермаркетов и супермаркетов «О’Кей-Экспресс» развивается достаточно активно, и этот год не был исключением.
Не ввелось некоторое количество торговой недвижимости, где мы собирались открыть магазины. Но незаконченные проекты девелоперов мы сглаживаем открытием собственных объектов, поскольку строим сами. Есть конкретная программа развития на ближайшие два года: порядка 25 магазинов: 50/50 супермаркетов и гипермаркетов. Активное развитие пойдет не только в Москве, но и в регионах. В столицу мы давно собирались, этот регион давно нас ждал, и мы в него вышли. Надеемся, что ожидания москвичей и жителей области мы не обманем.
Несомненно, Санкт-Петербург, как родина, остается в приоритете. Там будем продолжаться развитие супермаркетов. В следующем году однозначно выйдем в Уфу, откроем два магазина. Возможно, выйдем еще в какие-то города центрального региона, предпосылки для этого есть.
Я полностью согласен с коллегами, что любые города имеют свой потенциал. Не обязательно рваться в миллионники, но и локация имеет очень большое значение. Пример нашего магазина в Мурманске, который находится в центре города. Замечательно торгует, некоторые магазины в Петербурге «отдыхают» по сравнению с ним. Рассматриваем любые предложения, но откликаемся на них очень осторожно, так как развиваемся только за счет собственных средств. Это не значит, что мы ограничены в деньгах, это значит, что мы их тратим очень осторожно.
Михаил Нефедов (руководитель отдела развития, сеть обувных каскетов «Эконика»): — Наша сеть существует на рынке порядка 20 лет. Представлена в Москве, Петербурге и ряде основных миллионниках. Развиваемся в соответствии с разработанной стратегией развития, которую подкорректировали в связи с кризисом. Выходим в Уфу и Самару, не забываем про Москву и Петербург. Развиваем существующие филиалы путем выхода в города, которые географически находятся недалеко от филиалов. По этой схеме пробуем свои силы в Набережных Челнах, которые будут приписаны к Казанскому филиалу.
Алексей Нефедов (директор по развитию, «Белый ветер Цифровой»): — Программа развития, как была, так и остается. Мы ее лишь скорректировали на 2010 г. В основном планируем открытия в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас на рынке есть ряд интересных проектов. Часть из них достраивается или открывается в следующем году. В связи с этим мы будем присутствовать и будем развиваться. С радостью рассмотрим новые предложения по интересным комплексам.
Даниил Сомов: — В любых регионах?
Алексей Нефедов: — Нет, я оговорюсь, что в основном акцент делаем на Москву и Питер.
Даниил Сомов: — Хорошо, спасибо.
Николай Юськив (директор по развитию, ГК «СпортМастер»): — Мы развиваем два бренда «СпортМастер» и O’stin. По результатам кризисного года поняли одно – куда не надо идти. К сожалению, такие города есть.
Я не соглашусь с тезисом «важна локация, а не город». Возможно, это специфика нашей компании, потому что спортивные товары — товары глубоко второй необходимости. Мы поняли, что города меньше трехсот тысяч нас в посткризисный или еще кризисный период не интересуют. Это не касается специфических северных городов: Сургут и Нижневартовск.
Что касается приоритетов. Одной Москвой планы развития «не вытащить». По Москве у нас ситуация всегда была неплохая: около 40 магазинов из 150. Мы считаем, что Петербург практически «покрыли», достаточно открыть еще два-три магазина в ближайшее время. Вопрос в том, что специфика потребления в Петербурге особенная, я не знаю ни одной компании, которая бы сказала: «Все магазины, открытые в Петербурге, прекрасно работают».
Евгений Сапфиров (директор по развитию, «Рив Гош»): — А «О’Кей»?
Николай Юськив: — «О’Кей»? А, ну да! У «О’Кея» все ОК – это мы знаем.
Возвращаясь к Петербургу. Все торговые центры этого города работают странно. Ни один нельзя назвать успешным. Наверно, только те, где присутствует «О’Кей». В случае с O’stin, до кризиса мы имели смелость открываться в экзотичных городах, теперь мы понимаем, что города типа Шахты и Новотроицк больше не представляют для нас интереса. Моногорода с непонятным происхождением доходов жителей – не для нас. Приоритеты: углубление своего присутствия в миллионниках, тому способствует освобождение хороших площадок в торговых центрах и стрит ритейл, естественно.
Новых торговых центров на рынке не видно, а на этом ближайшие два года, мы сможем проработать. По развитию «СпортМастера» картина та же. Во всех крупных интересных городах, кроме Иркутска, у нас уже есть магазины, будем открывать их и дальше. По количеству, думаю, будут те же цифры, что и до кризиса. Это примерно 20 магазинов «СпортМастер» и около 60 O’stin.
Елена Гацко (руководитель группы развития, «Позитроника»): — Исторически наше развитие сложилось по системе франчайзинга, и только в прошлом году было принято решение открывать собственные магазины. Не самое удачное время для такого рискованного шага.
Изначально мы озвучивали планы по открытию магазинов, которые измерялись десятками. Сейчас планы скорректировали и планируем открыть немножечко поменьше, но все же планируем.
Если говорить о развитии в Москве, то наши приоритеты смещаются в сторону стрит ритейла. С ним, как оказалось, сейчас проще договориться по аренде. Но и в регионах мы планируем открываться, там активно ведется работа по созданию совместных проектов.
Соглашусь со многими коллегами, которые высказались в пользу открытия в регионах. В нашем секторе конкуренция послабее, живется проще и прогнозировать ситуацию проще. Москва остается интересной, любые адекватные предложения по аренде рассматриваются.
Даниил Сомов: — Евгений, ваша очередь.
Евгений Сапфиров (директор по развитию, «Рив Гош»): — Да, «Рив Гош» последний, но «Рив Гош» почти первый. Компания из Санкт-Петербурга. В том году мы вышли на рынок Москвы и до конца этого года открыли порядка 10 магазинов. На следующий год в планах — открытие около 30 магазинов. Приоритет — Москва, но то, что не откроем там, будем открывать в регионах. Список городов сейчас уточнятся, но скорей всего это миллионники, где мы себя хорошо чувствуем или чувствуем потенциал города.
Вторая серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»
Третья серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»
Четвертая серия дискуссии «Программы развития розничных сетей 2010»