Ток-шоу «ТОП-100 в вопросах и ответах». Первая серия 

 

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard

— Мы сейчас начинаем сессию, которая называется «Ток-шоу 100 вопросов и ответов для ТОП-100». Не волнуйтесь, 100 вопросов мы точно не будем задавать. Сегодня работу построим следующим образом — разделим нашу сессию на пять тематических блоков.

Такая просьба. Поскольку сюда люди пришли все деловые, то мы хотим, чтобы как можно больше было выжато для каждого из вас, и для участников, и для зрителей. А еще сейчас мы все должны стать одновременно участниками, как можно больше информации. Поэтому, какая просьба. Если есть возможность, то давайте будем делиться и рассказывать вещи, которые действительно являются той правдой, которая может как-то повлиять на помощь другим. Или правду из вашей истории, которая была.

Может слышали, анекдот про психдом? Когда приехала комиссия в психдом, чтобы определить выздоровели больные или нет. И они выясняли следующим образом: они давали удочку каждому больному, становили его у входа в туалет, он заходил. А когда выходил, его спрашивали – клюет или нет. И все говорили – клюет, а один вдруг сказал, что не клюет. Посчитали, что он выздоровел, и спросили, как он догадался. Он говорит: «А я дурак что ли, рыбные места выдавать?». Поэтому, какая просьба. Если есть возможность максимально выдать рыбные места, чтобы это было как-то интересно, мы были бы вам очень признательны. А теперь внимание.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Для того чтобы повысить уровень честности на нашем мероприятии, в фойе работает детектор лжи. Я думаю, что многие уже знают. Вы можете на себе узнать, насколько вы честны, ответить на несколько вопросов очень простых о ритейле, о вашей компании и о себе. Вопросы фиксированные, с ними можно ознакомиться заранее, поэтому не стесняйтесь, подходите, будет очень интересно.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard

— Мы не говорим о том, что мы всех отвечающих будем на этом проверять. И, кстати, детектор лжи, он по-другому называется. Он работает не сам по себе. Вот я взял визиточку, сидит Александр – психолог-полиграфолог. Он, если что, сможет вывести вас или кого-то другого на чистую воду. Это абсолютно бесплатная рекламная пауза.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— У нас первая тема, это финансы. Я надеюсь, все участники сегодня будут говорить правду и только правду. Итак, в нашем сегодняшнем ток-шоу участвуют: Сергей Солодов, генеральный директор аптечной сети «А5». Александр Саганов – генеральный директор сети «Уютера», Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, инвестиционной компании, которая так же является акционером участника ТОП-100 Holliday Classic, Михаил Злотовицкий, генеральный директор «МегаФон Ритейл», Сергей Федоринов, председатель совета директоров «Юлмарт», Карина Черникова, директор по маркетингу и рекламе группы компаний «Тандер», сеть магазинов «Магнит», и Андрей Кренин, генеральный директор «МТС Ритейл».

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard

Наш первый блок называется «Какие романсы поют финансы». Стратегия 2012-2013 гг. В последнее время в прессе мы видим, что доллар начинает свою неприятную для импортеров тенденцию. Уже говорится о том, что многие ритейловые компании думают о смене стратегии, о том, чтобы как-то готовиться к кризису. Вопрос к участникам наших круглых столов. Есть ли уже у кого-то сейчас понимание или видение как справляться с тем, что мы не называем это слово. Есть ли какие-то приготовления, подстраховки и так далее? У кого какой есть опыт на сегодняшний день?

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Есть ли ощущение кризиса вообще? Я думаю, мы начнем с сети «А5».

Сергей Солодов, генеральный директор аптечной сети «А5»:

— Добрый день. Ну мне кажется, секрет очень простой. Если компания нормально живет и работает, я никому не открою секрет — надо сушиться постоянно. И есть кризис, нет кризиса, надо работать с расходами. Но с другой стороны перспектива, мне кажется, не очень радужная. Ни в этом году, ни в следующем.

Как я уже сказал, в приветственной речи, очень хочется, чтобы все люди, кто начал год, они его закончили. Потому что ряд товарищей на разных рынках сбивает конкурентов лбами. Мне кажется, это самое неправильное, потому что если уже какие-то группы образовались, то дай Бог дойти им до конца со своими бизнес-моделями. Поэтому, если к кризису возвращаться, к сложному рынку, то точно будет падать покупательская способность. Банки ставками нас не радуют, поэтому все силы только наши должны быть, то есть только на себя можно надеяться. Не знаю как коллеги мои воспринимают ситуацию по кризису и сложности на рынке.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Сергей, а вы недавно приобрели сеть аптек «Мособлфармация». Это тоже относится к этапу «сушки»?

Сергей Солодов, генеральный директор аптечной сети «А5»:

Ну, во-первых, мы не сегодня приобрели, а год назад, когда еще было такое хорошее и успешное время. И, в принципе, этой покупкой довольны. Просто тело, скажем так, компании, которое мы купили, оказалось очень большое, и хозяйство большое. Поэтому, может быть, несколько большее количество времени требуется на то, чтобы поглотить эту компанию. Но так, в принципе, процессом довольны, все нормально.

Мы не девелоперы, не производители. Мы – ритейлеры. И мы специализируемся на тех участках, где мы сильны, а сильны мы в продажах. Поэтому мы делаем такой своего рода аптечный «Макдоналдс». И, надеюсь, что «Мособлфармация» тоже вольется в нашу конструкцию бизнес-модели, которую мы, в принципе, на рынке реализуем.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

Сергей, а «сушкой» вы называете оптимизацию затрат. У нас, кстати, где-то тут в зале ходил Потапенко, он известный у нас продвигатель оптимизации затрат, поэтому, если вопрос у кого-то вдруг стоит, он расскажет, как надо всех уволить. Как, правда, при этом бизнес сохранить, он не расскажет.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Я призываю, на самом деле, спикеров активнее участвовать в дискуссии и зал тоже. У нас есть микрофон в зале, и если у кого-то есть какие-то вопросы, то пожалуйста, подходите, не стесняйтесь.

Олег Царьков, управляющий партнер SvarogCapitalAdvisors:

Я просто цифры приведу. Потому что эти страшилки про кризис. Вот включаешь телевизор и весь этот негатив, он перемалывается. Цифра: розничные продажи в 2009 г. минус 5%, «Магнит» — плюс 40%. Вот кому кризис, а кому – мать родная. Поэтому я бы вообще, с учетом нашей экономики, в ролик, где перечисляются банкроты 2011 г., еще можно банкроты 2010 и 2009 гг. Если компания имеет качественную бизнес-модель, и действительно «сушится» каждый день, то у нее кризис и кризис. Опыт 2009 г. есть у всех, кто выжил. Для него, может, мать родная – наоборот, возможность расширяться. Ну, а тем, кто перегружен долгом, тому сочувствую. Банкам сочувствую, точнее.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Кстати, Олег сказал очень интересную вещь про телевизор. Знаете, как анекдот в сессию. У одного очень богатого человека, который состояние сколотил в 30-е года в Америке, спросили: а как это так, вы заработали в Америке деньги в период глубокой депрессии, когда все вешались, стрелялись и разорялись? Он ответил: «А я приехал в страну, еще языка не знал, поэтому не знал, что в стране кризис». Поэтому как одно из рецептов, я так услышал, лишний раз не смотреть телевизор. Потому что, когда тебе говорят, что есть кризис – ты начинаешь в это верить. Следовательно, если ты об этом не думаешь, то…

И если еще раз мы об этом говорим, то я не знаю, как у кого из вас в истории, но вот Sela прошла историю кризисов 1998 г. и 2008 г. Я хочу сказать, что именно после этих кризисов начинаются мощнейшие развития в бизнесе. Есть компании, которые 1998 г. пережили? Вы что-то можете по этому поводу сказать? Как это повлияло? Очень положительно. Вот мы готовим вас к тому, что волноваться не надо. Если будет кризис – ничего страшного.

Александр Саганов, генеральный директор «Уютерра»:

— Действительно, ожидания сейчас на рынке до конца этого и следующего года не очень хорошие. И здесь я выражу мнение большинства ритейлеров. Ну, в части, прежде всего, покупательской способности населения, наших покупателей. С другой стороны, конечно же, кризис, он как время, когда нужно сильно напрягаться, чтобы резать затраты, что-то там оптимизировать и сокращать. С одной стороны, это время больших возможностей. И, на самом деле, я, конечно же, согласен, что кризис кому-то как мать родная. Но помню, что вот тот же «Магнит», он первый магазин в 1998 г. открыл, наверное? Как раз в период первого того кризиса. Что касается нас, мы, кстати, кризис уже недавнего 2008 г., после обанкротившейся сети «Санта Хаус» открылись, у них на тот момент было 40 магазинов, открылись более чем на половине их площадей. И это уже был целевой поток этих площадей. То есть понятный покупателю. Не секрет, для того, чтобы приучить покупателя к магазину в этом месте, нужно потратить достаточно много денег в рекламу, и во много что еще. Поэтому, безусловно, это палка о двух концах.

Карина Черникова, директор по маркетингу и рекламе ГК «Тандер» (сеть «Магнит»):

— Что касается кризиса 1998 г., — хорошо, что напомнили — я пару слов скажу о нем. Тоже работала на тот момент в компании Philips, и помню, что было очень много статей относительно того, что многие компании задумались об оптимизации, были сокращены сотрудники. Но было и много статей о том, что компании просто избавлялись от тех сотрудников, были, наверное, неугодны, но раньше они почему-то этого не делали.

Многие компании отказались от неприбыльных бизнесов. Тоже, наверное, чего-то ждали, а потом решили это сделать. Но, соответственно, мой вывод такой. Даже риторический вопрос. А нужно ли ждать кризиса? Может быть стоит сразу отточить бизнес-модели и постоянно этим заниматься. И, в общем-то, не искать поводов, а просто это делать каждый день. Собственно, это то, чем мы занимаемся каждый день. Повышаем эффективность и стараемся делать что-то лучше, чем вчера. Вот, наверное, как-то так. А что касается кризиса, честно говоря, мы и не особо замечаем сейчас на продажах кризис. Надеемся, что остаток года будет таким же позитивным для нас и для других игроков рынка.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Таким образом, на этот момент мы о чем проговорили. Каким из способов подготовиться. Это «сушиться», работать над костами, Но, кстати. В обычной жизни это не очень работает. Потому что, кто-то, может быть, помнит, лет 10 назад группа журналистов решила проверить, на сколько охраняется наша родина, и они из Владивостока в Москву привезли бомбу. Или это была граната, я не знаю, это по телевизору было. До этого, еще лет за 10, знаменитый парень Руст приземлился на Красной площади. Поэтому, как показывает жизненная практика, постоянно находиться в напряжении и работать над сокращением затрат сложно. Только, может быть, отдельные, вот Сергей, если у него получается – снимаем шляпу. А вот как раз даже не то, чтобы кризис, а ожидание кризиса – благое дело, потому что заставляет проверить себя. Это первое мы услышали. И Карина сказала о том, что время, когда надо подумать, есть ли непрофильные активы. А я бы сказал, активы, которые уносят, тянут тебя вниз. Может быть это время от них избавиться. Какие-то может еще есть идеи и мысли?

Михаил Золотовицкий, генеральный директор «МегаФон Ритейл»:

— Ну, я бы добавил еще одну идею и одну мысль. Она о стратегии, наверное. Надо смотреть на рынок и как он изменяется. Практически стерся спрос на фотоаппараты. Все фотоаппараты переехали в телефон – тренд. Меньше продадим компьютеров, потому что появились планшеты – тренд. Вот недавно была интересная статья, что компания «Яндекс» победила по посещаемости «Первый канал» телевидения – тренд.

Давайте просто смотреть, куда двигается рынок и что происходит со спросом на тот продукт, который вы производите. Мы, я представляю сотовый ритейл, ритейл операторский, смотрим на то, что на сегодняшний день как бы, видим возможность в том, что появляются такие банковские услуги, которые переходят фактически в ритейл к оператору. Мы тоже в этом тренде, мы двигаемся в этом направлении, мы запускаем услуги финансовые в наших салонах, когда-то просто продававших сотовые телефоны.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Андрей, а как у вас, в сети «МТС»? Ощущается ли кризис?

Андрей Кленин, генеральный директор «МТС Ритейл»:

— Кризис, безусловно, на рынке мы видим. Но мы относимся к этому спокойно, потому что мы к нему, считай, подготовились достаточно хорошо. И компания готова с точки зрения финансовой устойчивости, с точки зрения своих костов, к любым изменениям. Другой вопрос, что действительно на рынке сейчас будут происходить серьезные изменения, которые открывают для нас новые возможности для развития, для увеличения продаж как с существующими точками, так и с открытием новых точек. Поэтому в целом относимся позитивно.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— В этом блоке есть название «Финансы». Давайте чуть-чуть поговорим по поводу финансов. Понятно, что бизнес, особенно ритейл, без какого-то инвестирования, собственного или привлеченного, существовать не может. Как кто ощущает какие тенденции по работе банков с бизнесом? Что идет с кредитованием? Есть ли тенденции к тому, чтобы уменьшать или увеличивать рост ставок? Я еще раз говорю о том, что выставки или конференции, это то место, когда собираются специалисты, концентрация очень высокая, в одном месте, в одно время. Поэтому это уникальный шанс, когда можно просто высказать. Какая-то банальная информация для кого-то это важно. Последней каплей капнет в сознание и будет принято решение, которое долго не принималось. Поэтому я еще раз призываю все-таки, если это кажется просто, понятно и банально – делитесь. Потому что это может помочь. По банкам, по кредитованию. Какие есть тенденции?

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Сергей, поделитесь с нами, как у «Юлмарта» обстоят дела с кредитованием?

Сергей Федоринов, председатель совета директоров «Юлмарт»:

— Ну, давайте так. Вот у «Юлмарта» с кредитованием все хорошо. Мы кредитуемся только на те области, которые нам необходимы, потому что у нас эффективность достаточно высокая. Инвестирование у нас отдельное, это к кредитованию, в общем-то, не относится в большей степени, но тем не менее, переговоры с банками проходят достаточно позитивно. Потому что здесь, на мой взгляд, правда жизни, она такая простая и понятная. Банки, как любые финансовые структуры, заинтересованы в отдаче того, что они кому-то передают. Они заинтересованы не во вкладе в кризис или в понятие кризиса, а в тех, кто в той или иной ситуации, будь то кризисная или не кризисная, используют все возможности текущего момента. Поэтому, мы когда к банкам обращаемся, в общем у нас проблем особых нет в диалогах. У нас положительные решения. И сейчас они не собираются ничего пересматривать, потому что мы тоже в связи с ростом курса доллара как-то обзвонили и сказали, – ребят, как по поводу каких-то проявлений или ужатий? Нет никаких. Пока что, по крайней мере, сведений нет.

Я подозреваю, что этот кризис или не кризис, как он будет называться, он отразится на портфелях банков инвестиционных. Он отразится на каких-то условиях. Но это будет ландшафт для всех, я прошу заметить. Потому что тут, на мой взгляд, две важных составляющих. Первое – если все подумают о кризисе, он обязательно случится. Поэтому призываю всех не думать о кризисе, а некоем вкладе, чтобы его не было. Здесь и сейчас. Ну, и вторая – собственно, как мы используем это, вот этот вот кризис. Потому что там некие, ну вот прозвучало словосочетание «не радужные перспективы». Я бы слово «не радужные» стер, а «перспективы» подчеркнул. Потому что это в любом случае перспективы. Это перспективы, в частности, ревизировать то, что имеется.

Вот сидит большинство предпринимателей и управленцев и так далее. Ведь масса же есть вещей и процессов внутри компании, которые являются, мягко выражаясь, не оптимальными, не эффективными. И когда все хорошо и рынок растет, нет повода их пересматривать, даже если они не оптимальны и не эффективны. Потому что внутренней мотивации нет. Кризис, на мой взгляд, дает эту возможность. О том, чтобы достать это все пыльное просроченное с полок и выкинуть это, поставить туда что-то новое внутри своей компании в эти ценности. Вот это, на мой взгляд, является таким сильным моментом. Тогда кризиса не будет.

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Главное, чтобы банки не начали так же пересматривать. Коллеги, может, у кого-то изменились отношения с банками в последнее время?

Олег Царьков, управляющий партнер SvarogCapitalAdvisors:

— Нет. С банками, вот, смотрите, объективно. Я все-таки финансами занимаюсь лет 20. Что с банками происходит. Объективно европейские банки ушли с рынка. Те, кто давил на ставку дешевыми деньгами, последние три года, они ушли. Наоборот, такие, ну это опять сплетни с рынка, «ЮниКредит», «Райффайзен», они пылесосят ликвидность для своих материнских банков, что ни есть хорошо, и это объективно. У нас такая экономика, что ее нельзя мерить агрегированными цифрами.

Возвращаюсь, вот мой любимый пример – минус 5 и плюс 40. То же самое. Богатые богатеют, бедные беднеют. Хорошим компаниям брать деньги легче, плохим и маленьким – труднее. Хорошим компаниям брать деньги дешевле, плохим и маленьким – дороже. Вот, собственно, к этому ничего нового не произойдет. Потому что у нас есть кредиты в наших портфельных компаниях, у нас не только Holliday, у нас их штук 10. Кредиты и поставки ниже ставки ЦБ. Почему? Потому что есть определенный риск, как банки оценивают возвратность своих кредитов. Им выгоднее дать почти с нулевой маржой, но быть уверенными, что они деньги получат обратно, чем выдавать под 20%. И второе, что кризис изменил, кстати, в банках. Банки, открывая лимиты, говорят, что мы теперь диверсификацией не увлекаемся, нам выгоднее дать в одни руки 5 млрд, чем в 10 рук 500 млн. Потому что в кризис не набегаешься по территории страны за этими предпринимателями. Здесь хотя бы один. Ты получишь проблему, но она концентрированная.

Аркадий Пекаревский, предприниматель, сооснователь компании Sela, основатель сети Grondard:

— Таким образом, Олег пророчит не совсем радужную для маленьких компаний и более легкую жизнь для больших игроков. Я все-таки хочу обратиться, вот мы формально так поделили, зал – не зал. Но здесь присутствуют лидеры рынка, и здесь тоже. Поэтому, если кто-то вдруг потерялся, мы два вопроса сейчас обсуждали. Первое – какие есть рецепты или, какие предпринимаются попытки как-то подготовиться к кризису, которого, надеюсь, не будет. И второе — отношения с банками, изменения отношений с банками, какие тенденции почувствовали. Кто-то может что-то из зала сказать?

Ирина Шехалай, главный редактор Издательского дома Retailer:

— Вы знаете, у меня вопрос сразу к сидящем в зале, пока вы готовитесь задать вопросы. Тихон Смыков, генеральный директор re:Store Retail Group, управляет несколькими сетями, в том числе re:Store, Lego и так далее. В своем Facebook, наверное, написал, что если доллар на следующей неделе пробьет границу в 33 руб., то, видимо, придется как-то кардинально пересматривать стратегию компании. Тихон, ну доллар уже пробил 33 руб. Как-то изменили уже, пересматривали стратегию компании?

Тихон Смыков, генеральный директор ГК re:Store Retail Group:

— Во-первых, откатился уже. Во-вторых, эмоциональный комментарий. Не на столько я богат, чтобы работать над курсом. Стратегию, на самом деле, вот когда идет глобальный финансовый кризис, он идет, идет давно, никуда не девался, ничего с ним не происходило.
Свою бизнес-модель надо мониторить постоянно, потому что, на самом деле, что такое кризис? Кризис, он, во-первых, для каждого свой. Для кого-то минус 5, для кого-то конец, для кого-то плюс 40, это совершенно верно говорят коллеги. Но меняется структура доходов населения. Соответственно, структура, характер спроса в каждом сегменте меняется и надо постоянно за этим смотреть. Надо смотреть за поведением покупателей, которое может тоже поменяться в одночасье.
Ну, понятное дело, для нас, для тех, кто торгует импортной техникой, то, что курс пробивает какой-то барьер, говорит о том, что спрос в перспективе может довольно существенно сократиться. Конечно, на этом месте надо просто сесть и осмыслить стратегию развития в финансовом плане, пригасить как-то планы по выручке, посмотреть, как от этого влияют планы по открытию новых магазинов, как выглядит прибыльность торговых точек там. Где будет хорошо, где будет плохо, где поработать над затратами, а где ничего делать не надо.

Вот, собственно, такая структура. Надо постоянно мониторить ситуацию, смотреть за возможностями, и все будет хорошо. Не надо поддаваться общим настроениям, потому что даже самые крупные ритейлеры на кого-то же ориентированы. И каждый понимает и должен понимать, что происходит с его покупателем. Покуда это трезвое понимание есть, я думаю, что все у всех будет хорошо. Вот так вот я скажу.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments