Дискуссия «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2010 г». Четвертая серия
Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:
— Я хочу предоставить слово Антону Володькину, директору по маркетингу аптечной сети «36,6». Чего вы ожидаете от этого года? Какие тенденции будут характерны? Мы все знаем, что сейчас активно игроки развивают собственные торговые марки, работают с торговым пространством. Какие вы видите здесь решения с точки зрения маркетинга для того, чтобы эту очень непростую тенденцию на рынке переломить и в условиях жесткой конкуренции и повышения налогового бремени сформировать тот финансовый результат, который от вас ожидают акционеры?
Антон Володькин, директор по маркетингу аптечной сети «36,6»:
— Рынок очень интересный. Вы правы, фраза: «Ура! В стране эпидемия», может звучать только в аптечных учреждениях, потому что в эти моменты рынок действительно растет очень сильно. На самом деле, это не слишком сказывается на годовых показателях, происходит скорее выполнение плана текущей недели. Расскажу немного об особенностях этого рынка. Во-первых, удивительно, но до сих пор существует обывательское мнение, что аптечный бизнес – это супер-прибыльный бизнес, существует мнение среди мелкого бизнеса, среди начинающих предпринимателей, что когда тебе некуда вложить деньги, вложи их в аптеку, и ты не прогадаешь. Что мы видим? Мы видим колоссальное количество одиночных аптек, видим, в отличие от других сегментов, не борьбу двух-трех гигантов, а борьбу нескольких компаний с огромным количеством мелких аптек. Доля рынка самого крупного игрока на аптечном рынке – «36,6» — 2, 55 % по лекарствам.
Этот рынок очень классно жил до 2010 года, точнее до 2008 года, до кризиса. Но в 2010 году случилась интересная штука под названием «государственное регулирование». Наконец-то оно дошло до какого-то предела, и в стране появился закон, регулирующий цены на жизненно важные лекарственные средства, есть нескольких сотен основных лекарственных средств, на которые с весны прошлого года регулируются цены. Впервые за историю рынка получилось падение средней стоимости упаковки лекарств, она падала в течение весны прошлого года. В результате в 2010 году рынок вырос всего лишь на 6 %. Таких низких темпов роста не было никогда. То есть компании только начали восстанавливаться после кризиса, началась какая-то оптимизация, улучшение финансовых результатов, и эта мера, конечно, очень сильно сказалась, она являлась переломной в развитии крупного аптечного бизнеса, потому что выбор стоял между двумя концепциями.
Первая концепция заключалась в том, что раз цены регулируются, то необходимо все это превратить в формат. Если раньше количество, так называемых, дискаунтеров на рынке было на среднем уровне, то после регулирования многие начали из своего бизнеса делать формат дискаунтера – раз уж цены регулируются, что еще делать? Все цены делать низкими и позиционироваться как дискаунтеры. И была вторая концепция — в том, что цены регулируются на несколько сотен препаратов, а в среднестатистической аптеке 6 000 наименований, надо искать способы увеличения маржинальности. По этому пути идет большинство крупных сетевых игроков, они ищут способы компенсации этих государственных мер, пути повышения маржинальности. Может, вы помните, что в прошлом году регулированием цен на лекарства занимался лично премьер-министр. Он совершил исторический для нас рейд в аптеку, по стечению обстоятельств это была аптека «36,6» которую он публично посетил. Он проверял цены на «Арбидол», слава богу, «Арбидол» — это не мясо, он имеет большой срок годности, а цены в IT- системах меняются за одни сутки, поэтому, конечно, все было хорошо. Я не знаю, каковы были цели, но результаты для нас были положительные — публично глава правительства признал, что сеть исполняет решения партии.
Но, тем не менее, надо было как-то выживать. В 2010 году наша концепция заключалась в том, что есть пути повышения маржинальности, они лежат вне сферы лекарственных средств. Они лежат в таких сегментах, как парафармация, косметика и в наибольшей степени такой категории, как собственная торговой маркой. На аптечном рынке мы являемся лидерами по собственным торговым маркам, пионером, в каком-то смысле, в 2010 году мы очень активно начали развивать эту тему. Было введено достаточное количество линеек, продуктов.
Помимо этого есть еще одна очень важная вещь, которая больше связана с тем, как устроен наш потребитель. У нас люди делятся фактически на две части: первая часть – это те люди, которые знают, что им нужно от аптек. Они знают, что им нужно лекарство Х и хотят купить его самое главное побыстрее, подешевле и желательно, чтобы оно было не поддельным. И есть другие люди, которые не знают, чего они хотят и что им нужно. Это большинство наших людей. Потому что у нас очень низкая культура потребления лекарственных средств, диагнозы в нашей стране люди ставят сами, диагнозы ставит бабушка и диагнозы ставит фармацевт. Доктор у нас диагнозы ставит редко, потому что к нему не ходят, люди не ходят к врачам. Им быстрее добежать в аптеку и сказать: «Я съел такую штучку, у меня теперь все болит, дайте мне противоядие». Понятно, что для этого нужно какое-то доверие, ты не будешь забегать в подземный переход, в какую-то плохо освещенную аптеку и просить: «Спасите мою жизнь». Конечно, ты зайдешь скорее в сетевую аптеку. На том и живем. Эта система действительно работает. Если посмотреть на результаты первого квартала 2011 года, то средний чек в аптеках «36, 6» вырос по сравнению с первым кварталом 2010 года на 22 %. Выручка по сопоставимым аптекам так же выросла на 20 %.
Что будет дальше? Для того чтобы спрогнозировать будущее, я приведу следующую цифру: наши уважаемые граждане тратят на лекарства около $100 в год, наши европейские соседи, особенно в Западной Европе, тратят $300-400 в год, американцы тратят $700. Это некий 5-10 –летний тренд, который, мы надеемся, начнется. Он начнется, если в наших гражданах проснется сознание того, что надо заботиться о своем здоровье, надо жить долго, и, конечно, если у населения будут на это деньги. Что касается 2011 года – да, предвыборный год, но все государственное регулирование в этой отрасли, мне кажется уже достаточно жестко построено, действительно лекарства у нас в стране на жизненно важные препараты недорогие, поэтому мы думаем, что здесь больших изменений не будет. Очень надеемся на то, что рынок начнет сильнее консолидироваться, что все товарищи, которые по глупости открыли аптеку, передумают и закроют ее.
Михаил Бурмистров:
— Спасибо большое. А я со своей стороны скажу, что действительно очень интересно, что если кто-то по глупости закроет, а если, допустим, Сергею Николаевичу Галицкому придет в голову, что кроме формата «дрогери» неплохо ему развить формат аптеки, он откроет в каждом «Магните» по аптеке, у него будет сразу 4200 аптек. Это будет очень интересно для рынка.
Мы идем по все более и более жизненно важным моментам – сейчас были лекарства, а следующий сегмент – это детские товары. Этот сегмент очень мало оказался представлен с точки зрения количества ритейлеров, всего два ритейлера вошли в ТОП-100 ритейлеров – «Детский мир» и объединенная сеть «Дети» и «Здоровый малыш».
Есть лидер рынка – «Детский мир» — он занимает порядка 5, 5 % рынка. Что интересно, при обороте в 20 млрд. рублей он генерирует более миллиарда рублей чистого убытка. Несмотря на то, что есть лидер рынка, зарабатывать на рынке почему-то оказывается очень сложно. Чрезвычайно интересно послушать уважаемого Алексея Зуева, президента сети магазинов «Кораблик». Понятно, что на детей будем тратить деньги, но как все-таки сделать бизнес? Какая бизнес-модель, какие форматы магазинов? Какие ассортиментные тренды потребуются от наших игроков, чтобы не просто зарабатывать, а эффективно зарабатывать и формировать уникальное предложение. Передаю слово.
Алексей Зуев, президент сети магазинов «Кораблик»:
— Спасибо. Детский рынок чрезвычайно, конечно, интересен, но так как у нас в 11 часов уже должно быть награждение, на то, чтобы все полностью осветить, наверно, нет времени. Это занимает долгое время. Что хотелось бы сказать. Для того чтобы тратить на детей, нужно, во-первых, этих детей иметь, и тут, конечно, многое зависит от уровня жизни граждан нашей страны. С моей точки зрения, правительство должно более внимательно к этому относиться и как-то стимулировать граждан для рождаемости. Мы чрезвычайно богатая страна и могли бы, конечно, своих граждан стимулировать для того, чтобы дети рождались. Потому что страна вымирает, я каждый раз с ужасом читаю какую-то статистику, что каждый год у нас население сокращается на миллион, или еще что-то. А если бы мы мамам давали за каждое рождение ребенка 250 000 рублей или $10 000, а не так, что дают на второго, к тому же тратить ты не можешь и т.д.
Почему не удается зарабатывать? Наверно, аренда большая. Наверно, в отличие от food или электроники, где очень много серости, не платят налоги, «Детский мир», «Кораблик» достаточно белые и платят все налоги. Как-то мы хотели купить интернет-магазин, я начал проявлять интерес к сайтам и с ужасом встречался с 10 ведущими сайтами, не буду их называть, и все работают по таким схемам, которые, наверно, работали еще в 1990-ых. Конечно, «Детский мир» не может себе позволить работать так же, как они, и платит все налоги. Поэтому и не прибыльно, конкуренция большая, ценовая конкуренция, так же в ассортименте food- ритейла очень много детского ассортимента, у того же «Ашана» 8 000 наименований детского ассортимента. Я думаю, что конкуренция не дает возможности зарабатывать больше. Всем спасибо. Не ходите в детский рынок, не открывайте.
Михаил Бурмистров:
— Спасибо большое. Мы завершаем нашу дискуссию. Нам очень кратко удалось поговорить об основных сегментах, целый ряд сегментов, к сожалению, остался незатронутым. Но я обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что по результатам нашей работы в течение нескольких месяцев мы не только подготовили рейтинг, не только совместно с ИД Retailer подготовили и провели это мероприятие, но мы выпустили информационный продукт, который позволит вам действительно глубоко посмотреть и ознакомиться со всеми сегментами. Он включает в себя подробное полное описание бизнеса наших ста лучших, крупнейших розничных компаний, которыми мы гордимся. Еще раз хочу поблагодарить всех присутствующих здесь в зале участников ТОП-100, будущих участников ТОП-100. Спасибо, уважаемые господа.