Печально знаменитая ЕГАИС, внедренная в 2006 году и спровоцировавшая два масштабных кризиса в алкогольной отрасли (потери производителей – больше $2,5 млрд), может быть отменена. Вчера на встрече с предпринимателями президент Дмитрий Медведев признал, что она «не работает» и пообещал «призадуматься» о ее целесообразности в принципе. Но участники рынка, потратившие на установку и обслуживание ЕГАИС около $500 млн, теперь не готовы от нее отказаться.

Свои сомнения в перспективах Единой государственной информационной системы (ЕГАИС) глава государства озвучил на встрече с предпринимателями (см материал на стр. 3). Поводом к этому стало эмоциональное выступление совладельца виноторговой компании Simple Максима Каширина о целесообразности сохранения системы, которая сейчас работает лишь «формально»: учет импортного алкоголя и так осуществляется на таможне, а «в самой системе — подделки марок и коррупция».
Господин Медведев неожиданно заявил, что еще до введения этой системы у него была «полная уверенность, что это ничего не даст»: «К сожалению, так оно и произошло. Мы, может быть, и не сильно навредили, но мы создали систему, которая не работает. И это повод призадуматься». 

Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) – ключевой этап реформы алкогольного рынка, начатой в 2006 году. Суть системы такова: каждое предприятие должно быть оснащено электронными счетчиками, которые должны иметь выход в интернет и связь с сервером Федеральной налоговой службы (ФНС). Каждая выпущенная на предприятии бутылка должна регистрироваться таким счетчиком, и информация с них должна поступать в ФНС. При этом предусматривалось, что к информации об обороте алкоголя (дата и место розлива, отгрузки оптовику, попадания в торговлю и проч.) будет подключена и розница, и с помощью мобильных сканеров можно будет проверить легальность любой поступившей в продажу бутылки. Таким образом должен был быть установлен полный учет и контроль за всей ликероводочной продукцией.
ЕГАИС была внедрена в два этапа. С 1 января 2006 года заводы-производители алкоголя должны были перейти на новые марки (с впечатываемым туда штрих-кодом, чего раньше не делалось). А с 1 июля того же года и производители, и импортеры, и оптовики должны были перейти на работу по системе электронных накладных. 

Внедрение системы шло со скандалом. Выдача специальных и акцизных марок производилась с большим опозданием, в итоге в январе-феврале производство алкоголя в России оказалось парализовано. В июле из-за того, что серверы ФНС оказались не готовы к огромному объему данных, «встала» и торговля алкоголя, в том числе и импортным. По данным Росстата, производство этилового ректифицированного спирта в 2006 году сократилось по сравнению с 2005-м на 22,3%, водки – на 9,6%. В марте 2006 года, когда ликероводочные заводы возобновили работу, только прямые убытки от простоя оценивались в 1 млрд. руб. По словам главы Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадима Дробиза, общие потери отрасли от сбоев в работе ЕГАИС составили $2,5 млрд.

Жесткая критика бизнеса, обрушившаяся на инициаторов реформы даже привела к тому, что в ноябре 2006 года замглаве Минэкономразвития Андрею Шаронову, замминистру сельского хозяйства Игорю Рудени и заместителю министра финансов Сергею Шаталову распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова были объявлены выговоры. В июне 2007 года глава ФНС Михаил Мокрецов в письме спикеру Госдумы Борису Грызлову признал, что ЕГАИС «не обеспечивает контроль за уплатой акцизов и не способствует сокращению доли рынка нелегальной продукции» и предложил перейти на сбор акциза с производителей спирта со 100-процентной предоплатой.

Тем не менее правительство не отказалось от идеи ЕГАИС и выделило ФНС 420 млн рублей на создание ее усовершенствованной версии. Предполагалось, что замена одного программного продукта другим будет для предприятий бесплатной. Но, по словам топ-менеджера крупного водочного холдинга, бесплатно подконтрольный ФНС разработчик нового программного обеспечения предлагает лишь базовый вариант, за более совершенную версию производителям все равно надо будет доплачивать: 1,2-2 млн. руб. за стартовый пакет плюс 30-100 тыс. руб. в месяц за обслуживание». Максим Каширин из Simple оценивает расходы отрасли на ЕГАИС в $300 млн, Вадим Дробиз из ЦИФФРА – в $500 млн. 

После окончательного тестирования и устранения всех неполадок ФНС должна передать свой продукт новому единому регулятору алкогольного рынка – Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь), после чего на этом продукте должна заработать вся отрасль (ориентировочно это должно произойти в ноябре). Представитель Росалкоголя вчера отметил, что в службе «сейчас изучают ситуацию и работу нового программного обеспечения». 

Несмотря на многочисленные претензии к работе ЕГАИС опрошенные Ъ участники рынка считают, что на нынешнем этапе отказываться от нее не стоит. «Нужно понимать, что в приобретение программного и аппаратного комплекса ЕГАИС участники рынка вложили серьезные средства и система работает. В этой ситуации  полный отказ от нее является не логичным шагом», — отмечает зампредправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Его поддерживает Александр Коровка из «Русского Алкоголя». По его словам, в условиях падения спроса на легальную продукцию (по данным Росстата, 19,2% за январь-апрель 2009 года – Ъ) ЕГАИС остался «хоть каким-то препятствием для нелегалов».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments