Согласно данным Росстата, в 2014 г. введено в эксплуатацию 81 млн кв. м жилья, что на 15% больше, чем годом ранее. Строителям впервые удалось побить советский рекорд 1987 г., когда на территории РСФСР было построено 72,8 млн кв. м новостроек, заявлял в конце января министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень. Между тем, рынок ипотечного кредитования показал в 2014 г. рост на 30%, его объем достиг 1,806 трлн руб., говорится в материалах ЦБ РФ.

Драйверами рынка ипотеки стали низкие процентные ставки, минимальный первоначальный взнос, лояльные условия банков и повышенный спрос на квартиры в новостройках, говорит генеральный директор компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая. К тому же, конец прошлого года ознаменовался падением рубля. "Многие клиенты под воздействием панических настроений поспешили закрыть свои вклады, чтобы вложить накопленные деньги в какие-то активы. Так, темпы роста рынка ипотеки в декабре 2014 г. достигли рекордных значений, превысив показатели декабря 2013 г. минимум в два раза", — добавляет директор департамента розничных операций Инвестторгбанка Эмма Пономарева.

Тренды, которые наметились с начала 2015 г., не сулят рынку жилья ничего хорошего: повышение ставок по кредитам и ипотеке, ужесточение требований к заемщику, рост стоимости строящегося жилья, экономическая нестабильность в стране — все это станет причинами сужения рынка. Падение составит 30−40%, считают в "Метриум Групп".

Рекордные объемы продаж жилья в прошлом году или негативные тенденции года текущего — что окажет бóльшее влияние на DIY-розницу и рынок мебели, выяснил Retailer.RU.

Отложенный спрос

В "220 Вольт" не ожидают снижения спроса на DIY-товары, считая, что повышенный интерес к ипотеке и инвестирование в жилье в 2014 г. сыграют на руку рынку. "Купленные квартиры нуждаются в ремонте и отделке, поэтому не думаю, что спрос на электроинструмент снизится. На мой взгляд, этот сегмент рынка пострадает от кризиса значительно меньше, чем, например, рынок бытовой техники и электроники. Товары DIY приобретают не для развлечения, а для работы", — говорит директор интернет-магазина "220 Вольт" Леонид Довладбегян. В кризис покупатель, расходы на продовольствие которого будут "отъедать" бóльшую часть доходов, скорее будет делать ремонт или строить дачный дом самостоятельно, чем пользоваться услугами профессиональных бригад, полагает топ-менеджер. При этом в компании наблюдают повышение спроса на товары среднего и нижнего ценовых сегментов. Стремление покупателя сэкономить, тем не менее, не подкосило динамику сопоставимых продаж ритейлера: в январе LFL-продажи увеличились на 15% в натуральном выражении и на 23% — в денежном, в феврале — на 20 и 29% соответственно.

Спрос на мебель в текущем году, если и сократится, то несущественно, полагают в сети мебельных гипермаркетов Hoff. По мнению вице-президента компании Михаила Кучмента, именно отложенный спрос станет драйвером рынка мебели в конце 2015 — начале 2016 гг. "Мы также согласны с предположением, что люди этим летом будут больше отдыхать на дачах, нежели за границей, и поэтому рассчитываем на стабильный спрос в сегменте садовой мебели", — говорит топ-менеджер.

На рост рынка по итогам года предприниматель не рассчитывает, но надеется увеличить выручку сети на 10%. "Вероятно, в натуральном выражении продажи останутся на прежнем уровне, и динамика будет обеспечена ростом цен", — говорит Михаил Кучмент. Ритейлер старается не допускать роста цен, пропорционального девальвации рубля, договариваясь с поставщиками о скидках и уменьшая собственную маржу. "Мы понимаем, что покупатель, который готов потратить на диван, скажем, 50 тыс. руб., не заплатит за него 75 тыс. руб.", — рассуждает предприниматель. Компания ставит цель в кризис сохранить лояльного покупателя и привлечь клиентов мебельных салонов, работавших с импортными производителями и теперь поднявших цены на 50−70%.

Топ-менеджер подчеркивает, что в ассортименте Hoff доля товаров российского производства достигает, в зависимости от категории, 50−80%, а отечественные товары подорожали всего на 10−20% (за счет импортной составляющей). Таким образом, мебель экономсегмента останется доступной, а у российских производителей в то же время есть шанс увеличить долю рынка, считает Михаил Кучмент.

Оптимистично настроен и коммерческий директор сети Obi Евгений Дроздов. Ситуация с удорожанием поездок за границу может стать для россиян поводом по-новому взглянуть на состояние своего жилья и дач, считает топ-менеджер. Однако судить о тенденциях 2015 г., не дождавшись конца первого квартала, он считает преждевременным.


Квартиры делу не помогут

На рост спроса в текущем году не рассчитывает генеральный директор УК "Старт" (DIY-сети "Старт" и "Домовой") Роман Никоноров. "Зависимость спроса от количества купленного в 2014 г. жилья не будет прямой, причина этому — кризис. По прогнозам аналитиков "ВТБ Капитала", расходы россиян на продовольствие вырастут с 36% от доходов осенью 2014 г. до 50% по итогам года, — говорит топ-менеджер. — Пусть рост цен на отечественные товары оказался незначительным, в пределах 20%, — реальные доходы населения все равно упали. При этом драйверов для роста экономики в целом нет. В текущем году DIY-рынок ждет падение — на сколько, оценить сложно. Все будет зависеть от макроэкономической ситуации. Минэкономразвития прогнозирует падение рынка non-food на 10%".

С Романом Никоноровым соглашается член совета директоров DIY-сети "Максидом" Мария Евневич. Текущие продажи ритейлера свидетельствуют о том, что потребитель начал откладывать покупки не первой необходимости "до лучших времен". В феврале 2015 г. сопоставимая выручка сети не сократилась, но, с учетом инфляционного роста цен, можно говорить о "незначительном" падении (в натуральном выражении). В компании надеются, что декабрьские продажи жилья окажут поддержку рынку DIY-товаров и товаров для дома в ближайшие полгода, однако на рост продаж не рассчитывают. Кроме того, в компании отмечают постепенное смещение спроса в сторону товаров среднего и низкого ценовых сегментов.

"Недвижимость, приобретенная в 2014 г., была куплена под воздействием двух основных мотивов: "потом будет дороже" или "мои сбережения обесцениваются". Во втором случае доллары покупать было не принято, потому что они стали в два раза дороже, а квартиры (машины, телевизоры) — можно, потому что они почти не подорожали, — рассуждает Мария Евневич. — Эти квартиры куплены не для жилья, а как "спасение сбережений", поэтому в срочном ремонте не нуждаются". К тому же, часть этих квартир еще не построена, и с учетом реалий, не факт, что будет построена в срок, добавляет топ-менеджер. Учитывая, что рублевые сбережения были потрачены в конце прошлого года, тратить больше нечего.

"Для отрасли год будет очень тяжелым. Мы тоже пострадаем, но будем работать над усилением конкурентных преимуществ и ждать момента, когда можно будет купить слабых игроков", — подчеркивает Роман Никоноров.


Кто ушел?

Ждать придется, по-видимому, недолго. Рынок уже увидел пике двух наименее подготовленных к кризису игроков. Первой ласточкой стала сеть "Метрика". Ритейлер объявил о сокращении офисного штата на 10% и закрытии 15-ти магазинов в Приволжье и Центральном федеральном округе. При этом источники, близкие к компании, говорят о большем сокращении сети, на 80%.

В середине февраля стало известно об уходе с рынка новосибирской DIY-сети "Перестройка" и закрытии магазина "Декомарт", принадлежащих Николаю Минееву. С начала года прекратили работу пять магазинов, помещения еще двух выставлены на продажу. Собственник бизнеса не смог перекредитоваться в Сбербанке, который финансировал проект строительства "Декомарта".

Развитию — да

Несмотря на кризис и отсутствие драйверов роста, многие ритейлеры не намерены останавливать развитие в текущем году. Так, компания "220 Вольт" запланировала открыть порядка 85 франчайзинговых точек и 35 собственных. Закрытий ритейлер не планирует, но готов переносить наименее рентабельные магазины в наиболее привлекательные с точки зрения трафика и арендной ставки места.

УК "Старт" откроет минимум два магазина в Москве. Будет ли больше — будет зависеть от ситуации на рынке.

"Максидом" ведет строительство трех гипермаркетов — в Екатеринбурге, Самаре и Санкт-Петербурге — и рассчитывает открыть их в течение 2015 г. Выбор регионов был сделан задолго до кризиса и останавливать работу над проектами было бы дороже, чем завершать их.

У Hoff на 2015 г. — начало 2016 г. запланировано открытие седьмого гипермаркета в Москве.

В Obi считают, что российский рынок далек от насыщения. Стратегия ритейлера предполагает открытие 5−6 магазинов в год, в том числе в Московском регионе.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments