Цифровое подразделение «Ленты» показало серьёзный рост по итогам 2022 года — онлайн-продажи выросли более чем вдвое на фоне вполне умеренного роста всего бизнеса. Поговорили с директором по онлайн-бизнесу «Ленты» Дмитрием Ивановым о финансовых результатах года, развитии цифровых каналов ритейлера и планах по сотрудничеству с другими площадками.

— Только что вышли операционные итоги четвёртого квартала. Как дела у онлайн-подразделения «Ленты»?

— В целом мы удовлетворены результатами четвёртого квартала, несмотря на то, что он складывался не так, как мы представляли себе в начале 2022 года. Общие темпы роста в доставке продуктов замедлились в середине года, тем не менее, это прирост на существенные двузначные проценты (59,4% за четвёртый квартал и 108,9% в 2022 году). В четвёртом квартале динамика сервиса «Лента Онлайн» и партнёрств с агрегаторами показали существенное сезонное ускорение по сравнению с третьим кварталом и перевод тренда на рост. По «Утконосу» мы фокусировались на интеграции, перестройке клиентского предложения и повышению эффективности.

В четвёртом квартале мы реализовали несколько значимых проектов, которые заложили фундамент нашей работы в 2023 году, например, запуск трансформации бизнеса «Утконоса», техническое объединение платформ онлайн-бизнесов «Ленты», запуск нового веб-сайта для еком, большой объем технических доработок для клиента и повышающих нашу операционную эффективность.

В результате нашей работы доля онлайн-продаж от общих продаж «Ленты» составила 7,4% в четвёртом квартале 2022 года по сравнению с 4,8% в том же квартале прошлого года и 6,9% в третьем квартале 2022 года.

— Какой технологический эффект дала интеграция «Утконоса» в бизнес «Ленты»?

— В результате интеграции «Утконоса» мы упростили наш совокупный технологический ландшафт систем, что должно повысить скорость реализации изменений при одновременном существенном сокращении затрат. Систем стало меньше, скорость их изменения выше, затраты ниже. Нам удалось исключить дублирование работы для каждого из брендов по отдельности и переконфигурировать команды так, чтобы 1+1=3.

В техническом плане это было очень большое изменение, как сложная хирургическая операция на живом организме. После такого, естественно, требуется определенный период восстановления и повышения стабильности — над чем мы сейчас активно и работаем.

— Что будет дальше с брендом «Утконос»?

— «Утконос» — очень сильный и узнаваемый бренд в Московском регионе, мы продолжаем его развивать и адаптировать под изменившиеся за последние годы потребности покупателей. Этот процесс займет время, мы пока в начале пути.

— В декабре «Лента» запустила круглосуточную доставку. Насколько это востребованная история в целом для российского e-grocery и в частности для «Ленты», можете ли уже рассказать о промежуточных результатах?

— Мы подходим к определению часов работы каждой зоны доставки индивидуально: где-то мы доставляем с 7:00 до 21:00, где-то —  с 8:00 до 23:00, где-то —  круглосуточно. В этом вопросе мы максимально адаптируемся под потребности клиентов в конкретной зоне доставки.

В среднем, «ночные доставки» составляют от 5% до 10% всех заказов. Кроме того, такой режим позволяет повысить нашу эффективность за счёт сборки плановых заказов на будущее и совместной работы с магазинами по пополнению полок.

— В середине ноября случился запуск корпоративной экспресс-доставки. Что вы можете сказать об успехах и перспективах этого направления? Насколько ожидания от запуска оправдались?

— Мы верим в потенциал доставки для юридических лиц и планируем в дальнейшем развивать это направление. Сейчас мы в начале пути: запустили базовую версию сервиса, получаем обратную связь от клиентов, дорабатываем наше предложение, условия доставки, добавляем наиболее востребованный функционал.

Мы считаем, что, благодаря удобной доставке, нашему широкому ассортименту, географическому присутствию, выгодным ценовым предложениям мы сможем расширить работу с существующими клиентами и начать работу с новыми партнёрами.

— «Лента» активно работает в онлайне с маркетплейсами и деливери-сервисами. Какие результаты даёт это сотрудничество (особенно интересно взаимодействие с маркетплейсами)? Планируете ли расширять направление?

— Сейчас доля продаж в этих партнерствах не очень существенная от общего онлайн-бизнеса. Но мы довольны первыми результатами сотрудничества, при этом видим гораздо больший потенциал и возможности для развития.

В деливери-сервисах в четвертом квартале происходили также изменения в операционных моделях и объединения — это потребовало и от нас некоторой перестройки во взаимодействии и совместных усилий по наладке, но в перспективе это даёт нам большие возможности по географии покрытия, новой аудитории и упрощению процессов. Так что рассчитываем на более высокую динамику роста в будущем.

Работа с маркетплейсами дала нам возможность существенно расширить географию нашего предложения за пределы городов присутствия нашей офлайн-сети магазинов. Мы успешно протестировали различные логистические схемы взаимодействия, выстроили базовые процессы и получили первые выводы с точки зрения коммерческой составляющей (ассортимента, ценообразования). С учетом полученного опыта мы планируем в дальнейшем развивать наше сотрудничество, расширять представленные категории и количество SKU.

— Какие у онлайн-подразделения компании планы на 2023 год?

— Мы рассчитываем, что развитие онлайн-канала в целом продолжится в 2023 году, но предполагаем, что динамика роста будет не такой высокой, как мы наблюдали последние годы. Мы продолжим фокусироваться на развитии обоих брендов — «Лента Онлайн» и «Утконос», будем активно наращивать вновь начатые партнёрства и добавлять новые. Таким образом за счёт представленности в большом количестве каналов мы хотим сделать выгодные предложения и широкий ассортимент «Ленты Онлайн» и «Утконоса» доступными для максимально широкой аудитории в предпочтительных для них сервисах.

Также мы планируем продолжить фокусироваться на технологическом развитии наших продуктов, направленном на повышение надежности сервиса и удобства для пользователя. Большим приоритетом для нас остаётся повышение эффективности и качества наших операционных процессов за счёт изменения способов работы, улучшения процессов, повышения эффективности систем планирования, сборки и доставки.

Таким образом, как нам кажется, в 2023 году весь сегмент доставки продуктов и наши сервисы вместе с партнёрами будут постепенно переходить к более зрелой фазе развития, при этом поиск новых точек непременно продолжится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент