Дискаунтер изменил свои планы по срокам проведения первичного размещения на Лондонской бирже.
На днях на рынке появилась информация о том, что отечественный ритейлер «Дикси», работающий в формате дискаунтера, решил ускорить выход на IPO: компания может провести первичное размещение на Лондонской бирже в течение этого года. Уже известен и один из организаторов – им станет компания Citigroup, являющаяся акционером сети (33,5% акций). Эксперты предполагают, что именно она могла настоять на «досрочном» IPO из-за желания выйти из проекта. Хотя еще совсем недавно руководство компании заявляло о том, что событие планируется лишь через 2-3 года. При этом участники рынка и аналитики называют это решение стратегически правильным, ссылаясь на благоприятную конъюнктуру рынка. Однако, по их мнению, интерес к бумагам «Дикси» на рынке будет достаточно сдержанным.
Сеть магазинов-дискаунтеров «Дикси» создана в 1998 г. Оператором является ЗАО «Дисконтцентр», головная компания – ЗАО «Компания Юнилэнд Холдинг». В апреле 2004 г. фонды прямых инвестиций Сiticorp International Finance Corporation, Cube Private Equity и Van Riet Capital приобрели 33,5% акций головной компании. В настоящее время в сеть входит 220 дискаунтеров «Дикси» и 7 гипермаркетов «Мегамарт» в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Магазины «Дикси» работают в формате жесткого дискаунтера, ассортимент составляет порядка 2 тыс. наименований. По размеру выручки «Дикси» занимает третье место среди российских дискаунтеров, уступая «Пятерочке» и «Магниту». Согласно предварительным данным отчетности по МСФО, в 2005 г. оборот «Дикси» составил около 857 млн долл., при этом рентабельность по EBITDA превысила 4%.
На днях на рынке появились сообщения о том, что российский ритейлер «Дикси» изменил планы по выходу на IPO на Лондонской бирже: сеть рассчитывает провести первичное размещение уже в этом году, а не через 2-3 года, как было озвучено ранее. Аналитик банка «Траст», который является организатором запланированного на конец марта дебютного выпуска облигаций «Дикси», Михаил Галкин не смог подтвердить RBC daily информацию об изменении по срокам проведения IPO: «О конкретных планах по IPO этой компании я не знаю, – сообщил он RBC daily. – Слышал лишь, что есть такие намерения в среднесрочной перспективе». В сети «Дикси» получить комментарии по данному вопросу также не удалось. Однако информацию подтвердила аналитик по потребительскому сектору и розничной торговле «Альфа-Банка» Елена Бороденко. По ее версии, инициаторами спешного вывода компании на рынок акций стали их западные инвесторы. «Один из фондов прямых инвестиций Citigroup является их акционером, – пояснила г-жа Бороденко RBC daily. – И они изначально инвестировали средства с целью вывести «Дикси» на IPO. Вполне возможно, что на смене сроков настояла именно Citigroup: им пришло время выходить из проекта. Эта компания «сидит» там уже несколько лет».
Аналитики разошлись в оценках подобного «ускорения». «Чем раньше «Дикси» это сделает, тем лучше, – уверена Елена Бороденко. – Сейчас для них больше места и простора. Но ситуация будет быстро меняться – уже в этом году намечается IPO дискаунтеров «Копейка» и «Магнит». И чем дальше, тем больше компаний будет выходить на IPO». По ее словам, «Пятерочка» во многом так сильно росла именно потому, что инвесторам больше не из чего было выбирать, и акции этой компании представлялись лучшим вложением. С этой точкой зрения соглашается и аналитик ING Bank Млада Егикян. По ее мнению, сейчас в потребительском секторе наблюдается большая нехватка эмитентов, и из-за этого он слабо представлен.
Аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская также уверена в том, что руководство «Дикси» решило не откладывать IPO в долгий ящик, прежде всего чтобы не отставать от общей тенденции на рынке. Она отметила, что причиной спешки стала не только растущая конкуренция на рынке акций, но и потребность в привлечении денежных средств, необходимых для дальнейшего развития. Между тем аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов, напротив, называет такой шаг компании преждевременным. «Компания сейчас демонстрирует бурный рост, а обычно максимальную сумму средств можно привлечь, выходя на IPO в тот момент, когда она уже приближена к пику своей формы, – говорит он. – У «Дикси» же в ближайшее время этот рост вряд ли прекратится».
Кроме того, часть аналитиков сомневается, что на акции «Дикси» среди инвесторов будет ажиотажный спрос. «Интерес инвесторов я оцениваю как умеренный, поскольку на рынке уже обращаются акции розничных компаний, демонстрирующих хороший рост и лучшие показатели рентабельности, – рассуждает Михаил Красноперов. – У «Дикси» норма чистой прибыли составила 2%, в то время как и у «Пятерочки» и у «Седьмого Континента» этот показатель составляет 6,5-8%». По его мнению, реакция инвесторов будет зависеть от цены размещения – если она будет ниже, чем у конкурентов, то, возможно, ценные бумаги компании будут пользоваться спросом. Татьяна Бобровская также полагает, что инвесторы скорее заинтересуются акциями «Магнита», нежели «Дикси». «Компания менее привлекательна для инвесторов, чем более крупные собратья с высокими оборотами», – заметила г-жа Бобровская.
Млада Егикян, напротив, убеждена, что «Дикси» просто обречена на успех, и к сети будет проявлен серьезный интерес. «Ритейл – самый быстрорастущий сегмент в потребительском секторе, – говорит она. – Учитывая, что пока на нем представлены только «Седьмой Континент» и «Пятерочка», то по всем показателям интерес должен быть хорошим. Впрочем, все будет зависеть от того, где будет проходить это размещение, какая будет цена размещения, и какую стратегию развития представит компания». По мнению Елены Бороденко, на настрой инвесторов должен благотворно повлиять тот факт, что долгое время среди акционеров «Дикси» находилась компания Citigroup, имеющая вес на рынке.