Сеть продуктовых дискаунтеров «Дикси» выпускает облигации на 3 млрд рублей.
В четверг сеть продуктовых дискаунетров «Дикси» разместит на ММВБ свой первый облигационный займ на 3 млрд руб, срок обращения которого составит пять лет. На это заимствование компанией возлагаются большие надежды: на вырученные средства планируется реструктуризировать долги и продолжить наступление на регионы – цель «Дикси» войти в пятерку крупнейших розничных компаний в стране. Однако увенчаются ли планы сети реальным результатом пока не ясно, так как аналитики полагают, что из-за низкого уровня рентабельности «Дикси» вряд ли удастся успешно дебютировать на рынке облигаций.
Группа компаний «Дикси-Юнилэнд» основана в 1998 г. Группа развивает два розничных проекта: сеть «Дикси», которая насчитывает 220 дискаунтеров в Москве, Санкт-Петербурге, Уральском регионе, Московской и Ленинградской областях, а также сеть из восьми гипермаркетов «Мегамарт» в разных городах России. Согласно предварительным данным отчетности по МСФО, в 2005 г. оборот «Дикси» составил около 857 млн долл. Головная компания группы – ЗАО «Юнилэнд Холдинг» – принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах Dixy Retail Ltd, крупнейшими акционерами которой являются Олег Леонов (около 65%) и инвестиционные фонды Citigroup – Citicorp International Financial Corporation и Cube Private Equity (около 33%).
Выпуск облигаций на сумму 3 млрд рублей был зарегистрирован 9 февраля 2006 года компанией «Дикси-Финанс» (дочерней структурой владельца сети «Юнилэнд»). Размещение на ММВБ назначено на 23 марта. Организатором облигационного выпуска выступает инвестиционный банк «Траст». Получить комментарий у «Дикси-Юниленд» относительно целей выпуска облигаций RBC daily не удалось. По словам представителей банка «Траст» основная часть средств займа будет направлена на развитие розничной сети. «Если в конце 2005 года сеть «Дикси» насчитывала порядка 218 магазинов, то к завершению 2006 года она увеличится до 318-ти. В целом с учетом средств, полученных от размещения облигаций, «Дикси-Юнилэнд» рассчитывает потратить на развитие в 2006 году около 200 млн долл.», — говорит аналитик «Траста» Михаил Галкин. Как ранее сообщало руководство компании, в ближайшие три года ритейлер планирует вывести свою сеть в число лидеров по обороту и территориальному охвату (сейчас «Дикси» — третья среди сетей продуктовых дискаунтеров, после «Магнита» и «Пятерочки»).
Аналитики считают, что значительный объем размещения облигаций объясняется большой задолженностью «Дикси». «Очевидно, что компания рассчитывает дешево привлечь дополнительные средства для погашения имеющихся долгов», – заявил RBC daily аналитик ИК «Тройка Диалог» Петр Гришин. Действительно до сих пор «Дикси-Юнилэнд» активно использовал для развития своей розницы привлеченные средства. Так, в 2005 г. в расширение сети «Дикси» было инвестировано около 80 млн долл., из которых четверть составили банковские кредиты. Не исключено, что часть средств, привлеченных от размещения облигаций, компания рассчитывает пустить на реструктуризацию текущей задолженности.
По мнению участников рынка, такое решение является вполне закономерным. «Использование части заемных средств для реструктуризации существующих долгов – обычная практика, в особенности для быстро растущих компаний, – сказал RBC daily начальник отдела финансирования ГК «Перекресток» Дмитрий Мильштейн. – Так, в 2004 г. ГК «Перекресток» привлекла синдицированный кредит под LIBOR + 4,3% годовых, а условия кредита, привлеченного в 2005 г., были уже гораздо выгоднее – EURIBOR + 2%». Таким образом, исходя из текущего показателя LIBOR (4,7%) и EURIBOR (2-3%), видно снижение процентных ставок: в 2004 г. «Перекресток» занял под 9%, а в 2005 г. – под 6%. Поэтому привлеченные средства были направлены как на развитие сети, так и на реструктуризацию существующих долгов. По словам г-на Мильштейна, в нынешнем году «Перекресток» собирается разместить облигации на сумму до 9 млрд руб., и часть средств, полученных от их размещения, будет направлено на реструктуризацию текущего кредитного портфеля.
Но пока сложно прогнозировать, достигнет ли «Дикси» своей цели: финансовые аналитики дают не слишком оптимистичные прогнозы по реализации облигационного займа компании. «Дикси» пытается разместить облигации по более низкому коэффициенту доходности – ниже, чем у «Пятерочки», но, по нашей оценке, при таких условиях большого интереса у инвесторов облигации «Дикси» не встретят», – считает Петр Гришин. В случае с «Дикси» камнем преткновения для успешного размещения ее долговых бумаг на бирже, по мнению аналитиков, является низкая ставка рентабельности розничной сети. «Дикси» показывает хороший рост, однако ее рентабельность по EBITDA составляет 4%, в то время как у «Пятерочки» тот же коэффициент соответствует 11,8%», – констатирует аналитик по потребительскому сектору и розничной торговле «Альфа-Банка» Елена Бороденко.
По той же причине часть экспертов скептически смотрят и на планы компании по выходу на IPO, который «Дикси» также планировал осуществить в этом году. Тем не менее, по мнению Елены Бороденко, успех или неудача при размещении облигаций компании не может существенно повлиять на результаты выпуска ее акций на международной бирже. «Как показывает практика, связи между успешностью выпуска облигаций и акций одного предприятия не прослеживается. Несмотря на обвал котировок акций «Пятерочки» в декабре прошлого года, последовавшее за ним размещение облигаций ритейлера прошло успешно, норма доходности по ценным бумагам составила 9,3%, а это хороший результат», – говорит она.