На Западе российскую сеть оценивают дороже, чем ее коллег-конкурентов.
На днях британское издание Sunday Telegraph сообщило о том, что один из крупнейших российских продуктовых ритейлеров – сеть «Дикси» собирается уже в течение ближайших недель провести IPO на Лондонской бирже. Организаторами размещения являются Citigroup и Deutsche Bank AG. По данным газеты, инвесторы могут оценить компанию в 1,5 млрд фунтов стерлингов (2,8 млрд долл.). Аналитики единодушно называют подобные оценки завышенными – по их мнению, «красная» цена компании лежит в пределах 1-1,5 млрд долл. При этом эксперты предупреждают, что спешка с проведением листинга и частое изменение сроков могут негативно отразиться на интересе инвесторов к акциям и, как следствие, на общих результатах размещения.
Сеть магазинов-дискаунтеров «Дикси» создана в 1998 г. Оператором является ЗАО «Дисконтцентр», головная компания – ЗАО «Юнилэнд Холдинг», которая, в свою очередь, на 100% принадлежит Dixy Retail Ltd. (Британские Виргинские острова). В апреле 2004 г. фонды прямых инвестиций Сiticorp International Finance Corporation, Cube Private Equity и Van Riet Capital приобрели 33,5% акций Dixy Retail за 60 млн долл. В настоящее время в сеть входит 220 дискаунтеров «Дикси» и 8 гипермаркетов «Мегамарт» в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Магазины «Дикси» работают в формате жесткого дискаунтера, ассортимент составляет порядка 2 тыс. наименований. По размеру выручки «Дикси» занимает третье место среди российских дискаунтеров, уступая «Пятерочке» и «Магниту». Оборот «Юнилэнда» в 2005 году составил почти 1 млрд долл., инвестиции в расширение сети – около 80 млн долл. В 2006 году компания намерена увеличить число магазинов почти на 75% – до 380, потратив на эти цели 200 млн долл. Выручка «Дикси» по IFRS в 2005 году составила 856,7 млн долл. В 2006 году этот показатель планируется увеличить до 1,43 млрд долл., в 2007 – до 2,27 млрд долл., в 2008 – до 3,2 млрд долл., в 2009 – до 4,28 млрд долл., в 2010 – до 5,3 млрд долл. Чистую прибыль компания рассчитывает к 2010 году довести до 250 млн долл. по сравнению с 19,9 млн в 2005 году.
В британской газете Sunday Telegraph на днях появилась информация о том, что один из крупнейших российских ритейлеров – сеть «Дикси» – может в течение нескольких недель провести IPO на Лондонской фондовой бирже. По данным издания, организаторами выступят Citigroup и Deutsche Bank AG. При этом сама компания, как следует из статьи, может быть оценена в 1,5 млрд фунтов стерлингов, или 2,8 млрд долл. (для сравнения, сеть дискаунтеров «Магнит» в ходе IPO оценена в 1,9 млрд долл.). Если приведенные сведения соответствуют действительности, то это изменение сроков размещения станет уже вторым с начала этого года. Напомним, что в прошлом году ритейлер уверенно заявлял о том, что планирует провести IPO через 2-3 года. Однако в середине марта 2006 года появились сообщения о том, что сроки изменены и «Дикси» собирается выйти на биржу уже в этом году. Тогда на рынке появилась версия, согласно которой инициаторами спешного вывода компании на рынок акций стали ее западные инвесторы, в частности, Citigroup, которая изначально вкладывала средства в проект с целью скорейшего проведения IPO.
Новое изменение сроков размещения, судя по всему, произошло либо под давлением акционеров, либо под влиянием финансовых консультантов. «На финансовом рынке существуют определенные «циклы», и финансовые консультанты советуют своим клиентам те периоды времени, когда они могут рассчитывать на наибольший интерес инвесторов, – рассказала RBC daily директор по исследованиям департамента корпоративных финансов ИГ «Русские фонды» Наталья Одинцова. – В этом смысле три весенних месяца – благоприятное время для выхода молодых компаний на публичный рынок. Летом биржевая активность, как правило, начинает снижаться». В российских представительствах Citigroup и Deutsche Bank AG отказались комментировать данную тему. Не удалось получить комментариев и от руководства «Дикси».
Если верить экспертам, то новое «ускорение» точно не сыграет на руку «Дикси». «Такая торопливость вполне может аукнуться им при размещении. Есть вещи, которые быстро не сделаешь – для хорошего размещения нужно получить доверие инвесторов и наработать позитивный информационный фон. В этом смысле ускорение выглядит не слишком органично и логично», – считает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов. Его точку зрения разделяет и начальник отдела фундаментального анализа брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. «Плохая организация еще никому не шла на пользу, – отметила она. – Однако если организаторы выпуска сумеют убедить иностранных инвесторов в том, что за каждый доллар выручки «Дикси» следует переплачивать вдвое, то размещение пройдет удачно. На наш взгляд, сильным аргументом в пользу инвестиций в акции «Дикси» на IPO могут стать высокие ожидаемые темпы роста выручки компании в 2006 году». Финансовый аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская также признает, что ускорение может вызвать определенный негативный эффект. «Однако доверие к организаторам IPO на рынке существует, поэтому изменение сроков может отпугнуть только случайных инвесторов, а целевые будут следовать своим планам», – считает г-жа Бобровская.
Оценки стоимости ритейлера, приведенные в статье, аналитики в один голос называют завышенными. «Это неадекватная оценка, по таким оценкам у нас пока никто не размещался, даже «Магнит», чье размещение можно считать наиболее дорогостоящим, – отметил г-н Красноперов. – Если верить приведенным цифрам, то показатель стоимости компании по отношению к годовой прибыли получается равным примерно 140, что в три раза превосходит показатель «Магнита» при размещении». По его словам, сейчас компанию можно оценить в 1 млрд долл. По оценке Натальи Мильчаковой, стоимость 100% акций торговой сети «Дикси» в настоящее время составляет от 1,3 млрд до 2,4 млрд долл. «Приведенная в газете оценка представляется завышенной. Исходя из обнародованной возможной стоимости компании она может разместиться с коэффициентом EV\S, равным 2, что несколько ниже котирующихся российских аналогов (2,3), однако Р\Е у «Дикси» представляется неадекватно завышенным. Отметим также, что у компании очень низкая рентабельность чистой прибыли за 2005 год (2%), примерно как у «Магнита», но «Магнит» размещался дешевле», – рассуждает г-жа Мильчакова. По мнению Татьяны Бобровской, на сегодняшний день «Дикси» можно оценить в 1,2-1,3 млрд долл.