Крупнейшая в мире алкогольная компания Diageo объявила финансовые результаты за второе полугодие 2005 г. Россия стала одной из стран-лидеров по темпам роста продаж компании, обогнав другие развивающиеся рынки. Но в этом году успехи Diageo в России могут оказаться не столь впечатляющими: в стране до сих пор отсутствуют акцизные марки для импортного алкоголя.
Diageo объявила промежуточные финансовые результаты за вторую половину 2005 г., продемонстрировав 21%-ный рост чистой прибыли. По мнению руководства компании, одним из основных факторов роста является и будет оставаться североамериканский рынок. Прибыль Diageo достигла 1,17 млрд фунтов (более $2 млрд), продажи увеличились на 8,4% до 5,36 млрд фунтов. Органический рост продаж в Северной Америке — важнейшем рынке для Diageo — составил 7%, при этом продажи виски Johnnie Walker, текилы Jos? Cuervo выросли более чем на 10%. Доля компании на американском рынке выросла на 0,4 процентных пункта, до 28%. Россия оказалась на первом месте по продажам в денежном выражении среди развивающихся рынков (рост 51%) и на втором после Китая по объему продаж в натуральном выражении (+41%).
В компании отказались уточнить объем российских продаж в абсолютных цифрах. Но, по данным маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, в октябре 2005 г. в крупных российских города Diageo контролировала 24,8% рынка элитного алкоголя в денежном выражении. При этом компания занимала 46,2% рынка виски, 50,6% ликеров и 32% джинов. “Бизнес Аналитика” оценивает сегмент элитного алкоголя в $530 млн в год. Таким образом, объем продаж Diageo в этом сегменте в стране мог составить в прошлом году около $130 млн.
Однако в этом году компания может столкнуться со снижением темпов роста продаж из-за отсутствия в России импортных акцизных марок для зарубежных производителей. С 1 января вступила в силу новая редакция закона “Об обороте алкоголя”, которая обязывает импортеров маркировать свою продукцию маркой нового образца. Алкоголь с прежней маркой может быть завезен в страну до 1 апреля, а с 1 июля будет разрешена продажа лишь импортного алкоголя с марками нового образца. Пока новых марок импортеры не видели, говорит исполнительный директор комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. Кроме того, отсутствует программное обеспечение для включения производителей в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета оборота алкогольной продукции, наличие которого у импортеров требует закон. “Для импортеров это полный кризис”, — бьет тревогу Романов. В Diageo вчера от комментариев отказались.
Впрочем, по сведениям Романова, на прошлой неделе Гознак уже приступил к печати импортных акцизных марок. “Мы рассчитываем, что импортеры станут получать их уже в марте, — говорит Романов. — Но говорить о чем-то определенно рано, пока сохраняется проблема с ЕГАИС”.
Справка:
Diageo – крупнейший в мире производитель и продавец алкоголя. Основные марки: пиво Guinness Stout, Harp Lager, виски Johnnie Walker, текила Jos? Cuervo, джин Tanqueray и водка Smirnoff. В Россию Diageo поставляет большинство своих главных марок, по контракту выпускает пиво Guinness на петербургской “Пивоварне Хейнекен”, а также производит слабоалкогольный коктейль Smirnoff Ice на заводе “Браво Премиум”.